Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Особенности детей с ЗПР

Определение 1

Дети с задержкой психического развития (ЗПР) – это это полиморфная группа, которой характерен замедленный темп формирования познавательных и эмоциональных сфер и их временная фиксация на более ранних возрастных этапах.

Причины, которыми обуславливается ЗПР, крайне разнообразны. К ним относят:

  • органическую или функциональную недостаточность ЦНС;
  • конституциональные факторы;
  • хронические соматические заболевания;
  • неблагоприятные условия воспитания;
  • психическую и социальную депривацию.

В соответствии с преобладающим этиологическим фактором, принято выделять четыре типа ЗПР:

  • конституциональный;
  • соматогенный;
  • психогенный;
  • церебро-органического происхождения.

Особые образовательные потребности детей с ЗПР состоят из общих, характерных для всех лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также специфических потребностей. Задачи педагога при работе с такими детьми:

  • сохранить, укрепить соматическое и психическое здоровье, поддержать работоспособность, предупредить истощаемость, психофизические перегрузки и эмоциональные срывы;
  • обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды, учитывая функциональное состояние ЦНС и нейродинамику психических процессов – быстрая истощаемость, низкая работоспособность, пониженный общий тонус и пр.;
  • постоянно стимулировать познавательную активность, побуждать интерес к себе, а также окружающему предметному и социальному миру;
  • развивать общеинтеллектуальные умения – операции анализа, обобщение, сравнение, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов;
  • организовать процесс обучения, учитывая специфику усвоения знаний, умений и навыков – пошаговое предъявление материала, дозированная помощь педагога, использование специальных методов, приемов и средств, которые способствуют общему развитию, а также компенсации индивидуальных недостатков развития;
  • развивать личностную сферу – развивать и укреплять эмоции, волю, вырабатывать навыки произвольного поведения, волевую регуляцию своих действий, самодеятельность и ответственность за свои поступки;
  • развивать средства коммуникации, приемы конструктивного общения и взаимодействия, то есть с членами семей, со сверстниками и взрослыми, в процессе формирования навыков социально одобряемого поведения, максимальное расширение социальных контактов;
  • организовать комплексное сопровождение, гарантирующее получение необходимого лечения, которое предполагает улучшение деятельности ЦНС и коррекцию поведения, а также специальную коррекционную помощь, направленную на компенсацию дефицита эмоционального развития и формирования осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения.
«Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с задержкой психического развития» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Процесс воспитания и обучения детей с ЗПР

Воспитательный процесс детей с ЗПР затрагивает следующие направления развития детей:

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

Социально-коммуникативное развитие предполагает усвоение детьми норм и ценностей, которые приняты в обществе, в том числе моральных и нравственных ценностей. Сюда же относится развитие общения и взаимодействия детей со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

Социально-коммуникативное развитие – это комплексный процесс, во время которого ребенком усваиваются ценности, традиции и культуру общества или сообщества, в котором он будет жить.

Общая характеристика социально-коммуникативного развития детей с ЗПР – незрелая мотивационно-потребностная сфера. У детей снижена потребность в общении, отмечаются затруднения развития речевых средств общения. Общение со взрослыми преимущественно практического, делового характера, а личностное общение встречается существенно реже. Специфическая черта взаимоотношений детей с ЗПР – несформированные устойчивые навыки и привычки дружеского общения с другими детьми. Также зачастую дети не умеют выражать свои чувства и просить помощи.

Познавательным развитием предполагается развитие:

  • интересов детей, их любознательности и познавательной мотивации;
  • познавательных действий и сознания;
  • воображения и творческой активности;
  • первичных представлений о себе, окружающих людях и объектах окружающего мира, а также свойствах и отношениях объектов окружающего мира, а малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа и пр.

Сенсорное развитие – это процесс развития восприятия и формирования представлений, касающихся внешних свойств предметов: их формы, цвета, величины, положения в пространстве, а также запаха, вкуса и пр.

Важное условие полноценного сенсорного развития детей с ЗПР – создание в ДОУ развивающей предметно-пространственной среды.

Дети с ЗПР характеризуются несформированностью предпосылок к математической деятельности, отмечено отсутствие интереса к процессу выполнения математических заданий, а также слабое внимание к содержанию заданий.

Работа должна состоять из:

  • формирования познавательного интереса к деятельности с математическим содержанием;
  • развития познавательных процессов в их взаимосвязи с развитием и коррекцией речи;
  • развития способностей, включая математические, учитывая психофизические особенности детей;
  • выбора принципов, методов и содержания работы, соответствующих индивидуально-типологическим особенностям и возможностям детей;
  • построения предметно-развивающей среды, помогающей математическому развитию в доступных и значимых каждому ребенку видах деятельности;
  • поэтапного математического развития в предметно-практической, трудовой, игровой и речевой деятельности.

В процессе обучения используют практические – упражнения, опыты, дидактические игры и пр., наглядные – демонстрации, иллюстрации, рассматривание и пр., а также словесные – объяснение, беседа, инструкции, вопросы и прочие методы. На одном занятии рекомендовано сочетать несколько разных методов.

Дата последнего обновления статьи: 02.07.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot