Воспитание – это процесс по передаче подрастающему поколению накопленного жизненного опыта.
Образование – это комплексный процесс, включающий в себе получение учащимися необходимых научных знаний, умений и навыков, а также формирование нравственных качеств и моральных основ поведения.
Формирование системы воспитания и образования в Древней Индии
Одной из основных особенностей воспитания и образования в Древней Индии заключается в том, что оно носило семейно-сословный характер, причем значимость семьи была первостепенной.
Система школьного образования только лишь в 3-2 тысячелетии до н.э.
Значительное влияние на развитие воспитания и образования оказали следующие факторы:
- Общественный строй, который имел кастовый состав. В Древней Индии общество было поделено на четыре касты (варны). Тремя высшими кастами являлись жрецы (брахманы), воины (кшатрии), земледельцы-общинники, ремесленники и торговцы. Четвертая каста считалась низшей, к ней относились наемные работники, слуги и торговцы (шудры). Наибольшие социальные привилегии были у брахманов, в то время как шудры вообще не имели никаких прав, у них были только обязанности.
- Религия и ее идеология. Основными религиями в Древней Индии были буддизм и индуизм.
Возможность получения хорошего воспитания и образования в Древней Индии могли только лишь дети из высших каст.
Воспитание в Древней Индии было направлено в первую очередь на полноценное умственное развития, предусматривающее рассудочное поведение и ясность суждений; духовность, которая заключается в способности к самопознанию; физическое совершенствование, предполагающее закаливание и умение владеть собственным телом; любовь к окружающей природе и прекрасному; получение навыков самообладания и сдержанности. Наивысшей формой проявления нравственного поведения считалось содействие общественному и государственному благу.
Основной учебной книгой, которая одновременно являлась и священной, была «Бхагавадгита», написанная в первом тысячелетии до н.э. В данной книге были описаны пути, формы, содержание и примеры воспитания и образования. Книга была написана в форме беседы мудрого педагога с ребенком (учеником). Алгоритм получения знаний был следующим:
- учитель излагал необходимый объем учебных знаний;
- затем учитель осуществлял анализ представленных ученикам знаний;
- раскрытие фундаментальных понятий и их рассмотрение на конкретных практических примерах.
К середине первого тысячелетия до н.э. в Древней Индии была сформирована определенная система воспитания, в основе которой были заложены семейно-общественные традиции. Дети трех высших каст проходили специальный ритуал посвящения, который назывался «упанаяма». В том случае, если ребенок не проходил данный ритуал, то он становился отверженным и лишался права получать дальнейшее образование.
Особенности воспитания и образования
Фундаментальное образование получали дети брахманов, которые именовались «брахмачаринами», а учитель, занимающийся их воспитанием и образованием «гуру». Образование было одной из основных обязанностей брахманов. Они должны были учить и учиться, для того, чтобы соблюдать религиозные и светские нормы жизни. Характер образования был религиозный, а срок обучения составлял 12 лет.
Предусматривались две основные программы обучения:
- Обычная программа образования состояла из пересказа вед, обучения письму и чтению.
- Повышенная программа образования включала в себя поэзию, литературу, грамматику, философию, астрономию и математику.
Обучение было организовано в доме учителя (в комнате или на открытом воздухе) и строилось в виде семейных отношений. Специально организованных для обучения помещений не было предусмотрено. Форма передачи знаний – словесно-звуковая.
Изначально учителя не получали за свою работу никакого вознаграждения, а основным способом компенсации была помощь родителями учащихся семье учителя.
С момента зарождения в Древней Индии новой религии – буддизма, кардинальные изменения произошли во всех сферах, в том числе и в воспитательно-образовательной системы.
На основании учений буддизма, основной задачей воспитания было совершенствование души человека, которую необходимо было избавить от мирских желаний и страстей через такие процессы как самосовершенствование и самопознание.
Во 2 - 6 веках произошел ренессанс индуизма, изменения затронули и взгляда на образование и воспитание подрастающего поколения, во главу ставится душевная гармония и покой.
Воспитательно-образовательные центры Древней Индии
В ходе развития в Древней Индии организованных систем воспитания и образования, начинают формироваться специальные воспитательно-образовательные центры и комплекса. Первые из них были организованы в Такшашиле и Наланде.
В школах, которые были организованы при храмах, преподавали санскрит, чтение и письмо. Обучение осуществлялось на местных языках.
Организованные воспитательно-образовательные учреждения были двух типов:
- Начальная школа – толь.
- Высшие учебные заведения – аграхар.
Аграхары – это сообщества гуру и учащихся, имеющие образовательные программы, максимально приближенные к жизненным условиям.
Толи или аграхары был открыт для детей всех каст. С увеличением притока учащихся, возникла потребность и в расширении образовательных предметов. Так были введены география, математика, иностранные языки, врачевание, ваяние и живопись.
В образовательных центрах, находящихся в Ткшашиле, преподавали известные философы и ученые, которые открывали учащимся знания в области медицины, искусства, астрономии, естествознания, коммерции, магии, заклинании змей. Все воспитательно-образовательные центры поддерживали тесные связи с культурными и образовательными учреждениями Китая, Ближнего и Среднего Востока.