Условия развития гуманистического мировоззрения у старшеклассников
Гуманистические отношения – это отношения, складывающиеся в социальной среде, базирующиеся на гуманистических началах, гуманных чувствах - взаимопонимании, добродушии, любви, верности, милосердии и т.д.
Гуманистические отношения необходимо развивать. Они складываются при определенном уровне развития общества, и в их основе лежит формирование гуманистического мировоззрения, представляющего собой систему взглядов, идей и воззрений, основанных на свободе, счастье, равноправии человеческой личности, признании ее высшей ценностью.
Гуманистические отношения основываются на признании социального равноправия, социальной справедливости, культуры, как основной формы социального взаимодействия, человечности.
Гуманистические качества личности формируются в социальной среде. Гуманность взглядов складывается на основании взаимодействия с другими членами социума
В процессе школьного обучения происходит поэтапное формирование гуманистических межличностных отношений. В старших классах, учащиеся уже имеют, практически полностью, сформированное мировоззрение, ценностные установки и ориентиры деятельности. поэтому, в этом возрасте особенно актуально развивать навыки гуманистического общения и взаимодействия между учащимися.
Условиями развития гуманистических межличностных отношений в среде старшеклассников являются следующие:
- Построение образовательного пространства, как целостной среды, обогащенной гуманистическими принципами и ориентирами деятельности. Это позволяет направлять учащихся на гуманное отношение к миру, воспринимать окружающую действительность через призму гуманистического мировоззрения.
- Демонстрация личного примера проявления гуманного отношения к миру и к другим людям. Педагогу необходимо строить взаимодействие с учащимися на основе гуманистических принципов. Личный пример – лучшее воспитательное средство.
- Проведение просвещающей работы. Необходимо просвещать учащихся по вопросам нравственности и морали, этического и эстетического развития.
- Организация коллективной внеурочной деятельности. Такая деятельность способствует развитию коллективного творчества, учит сотрудничеству, воспитывает уважение к чужому мнению и взглядам, учит заботе, защите, оказанию помощи и поддержки другим людям.
- Содержание гуманистических идей в образовательной программе. Необходимо опираться на опыт великих людей в их социальном становлении и развитии, анализировать литературу, постигая уроки добра и зла, гуманного и антигуманного поведения и т.д.
- Приобщение учащихся к мировой культуре, ее основам. Это обусловлено процессом глобализации и интеграции мировых экономик, что требует развитие у учащихся понимания важности внедрения в мировое социальное пространство и установление в нем положительного социального взаимодействия.
- Изучение самобытности культур народов, населяющих нашу страну, а также народов других стран.
- Усвоение общих черт культурного развития разных стран и народов для нахождения основ социального взаимодействия и построения положительных, толерантных отношений.
- Включение в образовательную программу старших классов изучение различных языков, позволяющих сформировать лингвистическую компетенцию учащихся.
- Проведение совместного досуга. Прогулки и поездки объединяют учащихся и педагогов. Они позволяют расслабиться и ощутить полноту социального общения в другой обстановке, исключающей, так сказать, «давление школьных стен».
Технологии воспитания гуманистических межличностных отношений старшеклассников
Гуманистические отношения формируются на основании воспитания гуманных свойств личности, гуманистического мировоззрения и ознакомление учащихся с поликультурными основами функционирования современного общества. Чтобы познакомить учащихся с поликультурными основами развития социального пространства, используются следующие технологии:
- Усвоение информации о культуре, ее истории, особенностях культурного развития разных стран и народов, формирование знаний о национальных культурных ценностях и их значимости для развития государства. Для этого используются следующие методы: рассказы, беседы, лекционные занятия, практическое закрепление знаний, выполнение самостоятельных работ по теме исследования (рефераты, доклады, проекты), разнообразные упражнения.
- Развитие культуры межличностного взаимодействия. Для этого используются деловые и ролевые игры, проводятся обсуждения изученного материала, анализ проблемных ситуаций, отрабатываются навыки разрешения конфликтных ситуаций, строятся модели межличностного взаимодействия.
- Развитие индивидуальных культурных потребностей учащихся. Для этого используются формы работы, позволяющие создать в учебной организации положительную культурную среду, благоприятные условия для установления культурных социальных отношений, формируются секции, в которых учащиеся объединяются по культурным интересам, формируются культурные общества разной направленности деятельности.
Процесс усвоения гуманистических ценностей старшеклассниками начинается с формирования у них знаний о ценностных ориентирах современного общества, охватывающего наше государство и все мировое пространство. Эти ценности необходимо развивать таким образом, чтобы они приобрели личную значимость для каждого учащегося. Для этого, у учащихся необходимо сформировать представления о культурных ценностях своего народа, многообразии культур и ценностях культур других стран и народов мира. Кроме того, гуманные отношения предполагаю развитую систему знаний об общечеловеческих ценностях и нравственных ориентирах социальной жизнедеятельности.
Поскольку, на современном этапе развития, система образования базируется на постановке личности на приоритетную позицию развития, на признании ее высшей ценностью. В этой связи, образовательная программа выстраиваться так, чтобы в ней содержался компонент духовно-нравственного, культурного, этического и эстетического развития личности. Самореализация и самоутверждение личности, удовлетворение ее культурных потребностей является целевым назначением гуманистического воспитания молодежи.