Внеурочная деятельность – это разновидность учебной деятельности, ориентированная на расширение знаний учащихся и формирование у них познавательной заинтересованности, реализуемая вне учебных занятий, выходящая за пределы мероприятий, установленных общеобразовательной программой учебного заведения.
Внеурочная деятельность является составным компонентом образовательной деятельности на разных ее этапах. Она является необходимым условием продуктивного и качественного обучения учащихся.
Рисунок 1. Внеурочная деятельность. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Необходимость проведения внеурочной деятельности на начальном этапе школьного обучения
Введение внеурочной деятельности в образовательный процесс школы является способом соблюдения требований организации обучения и воспитания учащихся, формирования у них УУД и определенных компетентностей, предусмотренных федеральными стандартами.
Внеурочная деятельность включается и в образовательный процесс начальной школы. Это обусловлено следующими параметрами:
- Создание условий для благоприятной адаптации учащихся к новым условиям жизнедеятельности и новому виду деятельности – учебной.
- Оптимизации учебной нагрузки. Посредством внеурочной деятельности удается снизить нагрузку на учащихся, предусмотренную общеобразовательной программой начальной школы.
- Создание оптимальной среды для полноценного развития ребенка.
- Формирование мотивации к познанию и учению.
- Реализация обучения и развития в соответствии с потребностями и интересами учащихся, их возрастными и индивидуальными особенностями развития.
- Профилактика развития асоциального поведения. Досуговое время заполняется полезными видами деятельности. Кроме того, реализуется развитие ребенка по разным направлениям: духовно-нравственное, патриотическое, интеллектуальное, социальное, культурное, что снижает вероятность приобщения к вредным привычкам, примыкания к девиантным группам.
- Вариативность внеурочной деятельность обеспечивает удовлетворение различных потребностей учащихся.
- Формирование основ коммуникативного взаимодействия, социального общения, коллективной деятельности.
Способы организации внеурочной деятельности в начальной школе
Внеурочная деятельность в начальной школе организуется двумя способами:
- Внутришкольная организация. Она ориентирована на реализацию внеурочной деятельности внутри отдельного учебного заведения, исходя из его ресурсного потенциала, технических, кадровых и иных возможностей, а также творческого подхода педагогов. Внеурочная деятельность включается в учебный план начального школьного образования и представляет собой внеаудиторные занятия, занятия в группах продленного дня, классные часы и мероприятия классного руководства, а также организацию разнообразной деятельности в период каникул.
- Интегративная организация. Она связана с организацией взаимодействия начальной школы с учреждениями дополнительного образования и иными социальными институтами, ориентированного на решение разнообразных воспитательных и образовательных задач. Данная организация связывает школу с другими социальными институтами, расширяет пространство реализации внеурочной деятельности и меняет способ управления внеурочной деятельностью.
Внутришкольная организация внеурочной деятельности, как правило, основывается на работе классного руководителя, который организует, управляет и контролирует процесс реализации внеурочной деятельности. В данном направлении он реализует следующие направления деятельности:
- Установление системы взаимодействия с педагогами школы и иными работниками: психологи, социальные педагоги;
- Установление системы взаимодействия с родителями учащихся для их привлечения к внеурочной работе;
- Построение оптимального образовательного процесса и создание условий для реализации потенциала учащихся;
- Организация системы самоуправления в классном коллективе;
- Организация творческих направлений деятельности учащихся;
- Проведение социально значимой работы.
Реализация внеурочной деятельности данного типа характеризуется минимальными финансовыми затратами, но требует большой работы по ее планированию, проектированию, реализации одним педагогом.
Рисунок 2. Примерный план внеурочной деятельности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Еще одним видом внутришкольной организации внеурочной деятельности выступает «школа полного дня». Она основывается на нахождении ребенка в группах продленного дня после завершения учебных занятий.
Внеурочная деятельность реализуется педагогами, ведущими группы продленного дня. Она требует дополнительного финансирования, поскольку необходимо создавать условия для полноценного содержания детей в группах, соблюдения санитарных и гигиенических норм, создания безопасного образовательного пространства.
Что касается интегративного способа организации внеурочной деятельности начальной школы, то он реализуется посредством построения системы взаимодействия начальной школы с заведениями дополнительного образования, так осуществляется создание единого методического пространства школы и заведения доп. Образования, учащимся предоставляется огромный выбор деятельности в соответствии с их интересами и потребностями.
Условия реализации внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность в начальной школе требует соблюдения ряда условий, обуславливающих эффективность ее внедрения в образовательный процесс начальной школы. К ним относятся:
- Организационные условия. Они связаны с ресурсным обеспечением внеурочной деятельности, применение инновационных технологий в учебном заведении и внедрении школы в открытое образовательное пространство.
- Информационные условия. Они связаны с информированием родителей о направлениях внеурочной деятельности школы, созданием интернет-сайта учебного заведения и страницы начальной школы, обеспечение связи учебного заведения социальными партнерами, культурными центрами.
- Финансовые условия. Они связаны с финансированием внеурочной деятельности по трем направлениям: нормативному, программному и стимулирующему. Финансирование осуществляется из бюджета соответствующего уровня.
- Научно-методические условия. Они требуют иных условий реализации внеурочной деятельности, отличающихся от условий реализации учебной деятельности.
- Кадровые условия. Обеспечение учебного заведения квалифицированными педагогическими кадрами, внедрением в работу передового педагогического опыта, постоянное совершенствование квалификации педагогов, повышение их мастерства и направленности на реализацию творческих направлений внеурочной деятельности.