Специфика взаимоотношений между педагогом и младшим школьником
Педагогическое взаимодействие – это система взаимоотношений между субъектами педагогической деятельности: учителем и учеником, основанная на реакции обоих сторон на коммуникативное воздействие друг друга.
Взаимоотношения, которые складываются в ходе педагогического процесса, а именно между учащимся и педагогом определяют его исход. Достижение целей и задач образования возможно только при установлении комфортного микроклимата на учебных занятиях, который зависит от установления положительного взаимодействия между всеми его участниками.
В младшем школьном возрасте, ребенок сталкивается с новым этапом его жизнедеятельности – процессом обучения, который становится основным видом его деятельности. Теперь, он является субъектом педагогического процесса и начинает выстраивать систему взаимодействия с другими его участниками.
Через педагога, младший школьник осуществляет оценку учебного заведения, его устройство, познает порядок школы и коллектив учащихся, с которыми ему предстоит вместе погрузиться в мир знаний. В этой связи, взаимоотношения с педагогом играют важную роль для развития личности младшего школьника, его адаптации к новой среде и активизации его познавательной заинтересованности.
Взаимодействие ребенка с педагогом определяет его мотивацию к обучению, формирует отношение к учебному заведению и учебному процессу, влияет на успеваемость и формирование самооценки.
Взаимоотношения младшего школьника с педагогом можно охарактеризовать следующими чертами:
- Формирование системы взаимоотношений между учителем и учащимся зависит от того, насколько педагог осознает все аспекты этих отношений, их значимость в развитии ребенка и воспитательный потенциал, которым они обладают.
- Недопустимо установление делового стиля общения между педагогом и младшим школьником, поскольку, это не мотивирует учащегося к общению, снизит его интерес к нему, а соответственно, данные взаимоотношения не будут развиваться.
- Стиль педагогического общения оказывает воздействие на поведение младшего школьника и его родителей. Если педагог с первого дня настроен на создание комфортного микроклимата в классе, то он будет продолжать развиваться и в дальнейшем.
- Младшие школьники заинтересованы в том, чтобы педагог положительно оценивал их деятельность, хвалил их. Поэтому, они стремятся не разочаровывать его, не вызывать его гнев.
- Наличие определенных требований младшего школьника к нравственной стороне личности педагога. Им важно, какой характер общения складывается между ними и учителем, стремятся к достижению взаимопонимания.
- Заинтересованность учащихся в разностороннем коммуникативном взаимодействии с педагогом.
- От оценки педагогом деятельности младшего школьника зависит развитии положительного взаимодействия между ними.
- Разные мотивы общения младшего школьника с одноклассниками и с педагогом. Младший школьник воспринимает педагога не как равного партера по общению, а как авторитетную личности. Это вызывает развитие тревожного отношения к нему.
- В основе взаимоотношений должны быть заложены доброжелательность педагога, внимательность, тактичность, чуткость.
Система взаимоотношений «учитель-ученик» как фактор мотивации к учению
Важным компонентом при построении взаимоотношений между младшими школьниками и педагогом является эмоциональная сфера. От ее успешного формирования и нормального функционирования зависит развитие взаимодействия младшего школьника с другими субъектами образовательного процесса. Кроме того, эмоциональное восприятие ребенка, его эмоциональное состояние влияет на мотивацию к познавательной деятельности и к процессу обучения.
На данном возрастном этапе развития младшего школьника, он испытывает серьезные переживания в связи с новыми условиями его жизнедеятельности и установлением новых взаимоотношений – с педагогом.
В младшем школьном возрасте, ребенок сталкивается с развитием новых переживаний социального характера и новыми социальными связями – с педагогом, с другими учащимися, с учебным заведением в целом. Эти связи и отношения предъявляют к ребенку определенные требования, заставляют его соблюдать конкретные условия, делать определенные действия: учиться, выполнять задания, делать домашнюю работу. Все это оказывает активное воздействие на детские переживания.
Эмоциональная сторона взаимоотношений между учителем и учеником является приоритетной характеристикой их взаимодействия в современной школе. Педагог оказывает на младших школьников определенные виды эмоционального воздействия. К ним относятся:
- Оценка деятельности младшего школьника.
- Положительная или отрицательная мотивация свернутого или открытого характера.
- Применение эмоционально-оценочных суждений коллектива класса.
- Опора педагога при оценке деятельности учащегося на его эмоциональное состояние.
Младшие школьники находятся в огромной эмоциональной зависимости с педагогом. Им требуются положительные эмоции от общения с ним. Поэтому, позитивное доброжелательное отношение педагога при построении общения с учащимися определяет его эмоциональный настрой на учебу. Иными словами, от развития взаимоотношений между учителем и младшим школьником зависит его мотивация к учению и познанию.
Рисунок 1. Успешность обучения младших школьников. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Чтобы мотивировать младших школьников к познанию, педагогу необходимо соблюдать ряд условий при выстраивании взаимодействия с учащимся:
- При оценке деятельности учащегося, педагогу стоит акцентировать внимание на ее положительных моментах.
- Опора на положительное стимулирование деятельности младшего школьника.
- Создание максимально комфортной обстановки при организации учебного процесса.
- Акцентирование внимания на установлении доброжелательного отношения к каждому учащемуся, минимизация недовольства и негатива по отношению к ним.