Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Виды лекции

Определение 1

Лекция – это последовательное, систематизированное и монологическое изложением педагогом (учителем, лектором) учебного материала, чаще всего теоретического характера.

Общая характеристика лекции

Лекция является одной из традиционных форм обучения в высшей школе, на ее основании формируются образовательные курсы по большинству учебных дисциплин. В общеобразовательной и профессиональной школе лекция может подменять собой отдельный урок, либо может быть использована как специфическая и необычная форма обучения. Использование лекции в данном случае выполняет функцию по подготовке учащихся высшей школе, а также как одного из основных средств самообразования.

Структурный каркас любой лекции включает следующие этапы:

  • формулировка темы;
  • сообщение плана работы;
  • рекомендуемая литература для осуществления самостоятельной работы по теме лекции;
  • работа с учебным материалом, в соответствии с планом.

К прочтению лекции предъявляется ряд требований, выполнение которых обеспечивает ее успешность:

  1. Излагаемая информация должна быть высокого научного уровня, иметь мировоззренческое значение для учащихся.
  2. Объем научной информации необходимо плотно и четко систематизировать и методически переработать до состояния учебного материала.
  3. Высказываемые лектором суждения должны быть аргументированы и иметь доказательную базу.
  4. В процессе лекции следует представлять достаточное количество подтверждающих фактов, документов и текстов.
  5. Ясное изложение мыслей, способствующее активизации мышления слушателей.
  6. Четкая постановка вопросов для самостоятельной работы по проблемам рассматриваемой темы.
  7. Осуществление анализа различных точек зрения на решение поставленных проблем по теме лекции.
  8. Особое выделение основных положения и мыслей по теме, формулирование выводов.
  9. Тщательное разъяснение каждого нового вводимого термина и названия.
  10. Скорость изложения учебного материала должна быть такой, чтобы предоставить учащимся возможность слушать, осмысливать и конспектировать информацию.
  11. Умение устанавливать эффективный педагогический контакт с учебной аудиторией.
  12. Использование для наглядности предоставляемого материала разнообразные дидактические и технические средства.
  13. Применение конспектов, блок-схем, графиков, таблиц и чертежей.
«Виды лекции » 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Методическая характеристика видов лекций

Лекции классифицируются по нескольким основаниям:

  1. В зависимости от места в учебном (лекционном) курсе:

    • Вводная лекция – дает первоначальное целостное представление об изучаемом учебном предмете или курсе, ориентирует учащегося в нем. Лектор озвучивает цели, задачи, содержание и план изучения учебного материала.
    • Установочная лекция – дает установку на изучение курса, учащихся знакомят с объемом содержания, историей предмета, количеством лекций по разделам и темам, определяется основная изучаемая проблема.
    • Обзорная лекция – систематизация научных и учебных знаний по изучаемому курсу на достаточно высоком научном уровне. Содержит стержень изучаемых теоретических положений.
    • Текущая лекция – проводятся на протяжении всего изучения курса, лектор «дает» учащимся весь объем учебного материала, поделенный на отдельные самостоятельные темы.
    • Заключительная лекция – подведение итогов по изученному курсу или разделу, определение обобщающих выводов.
  2. В зависимости от частоты общения лектора с аудиторией учащихся:

    • Разовая лекция – проводится в рамках одного учебного занятия по конкретной теме или проблеме.
    • Тематическая лекция – может быть представлена несколькими лекциями, которые объединены между собой одной темой, которую необходимо изучить (рассмотреть, исследовать).
    • Цикловая лекция – включает в себя цикл лекций, объединенных между собой одной темой и составляющей цикл тематических лекций.
  3. В зависимости от проблемности изложения:

    • Бинарная лекция – лекция читается двумя преподавателями, которые могут быть представителями разных научных школ или взглядов. Проводится для того, чтобы познакомить учащихся с разными точками зрения на одну ту же проблему.
    • Лекция с заранее запланированными ошибками – рассчитана на стимулирование учащихся к контролю за излагаемым учебным материалом, на протяжении всей лекции. Целью лекции может быть поиск ошибок в содержании, методологии, орфографии, методике и т.д. В заключительной части лекции необходимо провести диагностику и анализ выявленных учащимися ошибок.
    • Лекция-конференция – проводится в форме научно-практического занятия, имеющего конкретную проблему и систему докладов учащихся, на 5-10 минут каждый. Каждое выступление учащихся – это логично законченный текст, который подготовлен ими самостоятельно в рамках исследуемой темы или проблемы. Совокупность всех представленных докладов позволяет осветить тему всестороннее и с разных точек зрения. В конце лекции педагог подводит итоги выступлений и самостоятельной работы учащихся.
    • Лекция-консультация – может проводиться по различным сценариям. Чаще всего используется форма проведения лекции по типу «вопрос – ответ», когда учащиеся задают вопросы, а лектор отвечает на них. Второй вариант лекции: «вопрос-ответ-дискуссия».
    • Информационная лекция – представляет собой изложение и объяснение учащимся научной информации, которую им необходимо осмыслить и запомнить. Данный вид лекции является часто используемым в практике высшей школы.
    • Проблемная лекция – предусматривает введение нового знания через определенную проблемность, представленную в виде ситуации или задачи. Процесс познания в данном случае осуществляется через диалог с педагогом.
    • Лекция-визуализация – предполагает визуальную форму подачи ученого материала, посредством использования средств ТСО, ИКТ и т.д. Суть лекции заключается в том, что учащимся представляют последовательно визуальные материала, которые лектор комментирует или поясняет их суть.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 31.07.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot