Контроль в обучении – это проверка соответствия учебных действий и операций условиям и требованиям, поставленной учебной задачи.
Контроль связан с проверкой учебной деятельности учащихся, усвоения ими учебной программы, проверкой деятельности педагогов на разных уровнях и этапах образования, работы отельных образовательных учреждений и функционирования системы образования в целом.
Контроль ориентирован на оценку качества педагогической деятельности и оценку развития системы образования в текущий период ее функционирования.
Функциональная роль контроля в обучении
Функциональная роль контроля в обучении сводится к выполнению им следующих функций:
- Контролирующая функция. Она проявляется в определении уровня знаний и навыков учащихся, а также профессиональных знаний и навыков педагога, уровня их интеллектуального развития, усвоения способов познания и навыков образовательной работы, формировании организационных возможностей и воспитания личностных качеств учащихся на конкретном этапе образовательной деятельности. Контроль знаний необходим для определения исходного уровня интеллектуального развития, познавательных возможностей, знаний и навыков учебной деятельности и их сопоставления с уровнем освоения образовательной программы в течение конкретного периода ее освоения. Контролирующая функция позволяет оценить и работу педагога, а именно, актуальность и целесообразность используемых методов и приемов работы, форм реализации образовательной деятельности, уровень профессиональной компетентности педагога. Данная функция дает обратную связь т.е. дает педагогу понять насколько эффективен его труд.
- Обучающая функция. Контроль позволяет научить учащихся учиться. Знания и навыки оцениваются в ходе контроля, что показывает продуктивность работы. При проверке знаний, учащиеся активно их применяют т.е. теоретические знания находят практическое применение, закрепляются и актуализируются. Это позволяет обобщить и систематизировать знания учащихся, придать им ясность и точность, смысловое назначение.
- Диагностические функция. Она связана с проверкой уровня развития учащихся, выявлением их сильных и слабых сторон, творческого потенциала. В ходе контроля можно сделать акцент на ошибках учащихся, указать на их невнимательность, недостаточную организованность в работе, выявить характер ошибок и уровень овладения учебными знаниями.
- Воспитывающая функция. В ходе контроля происходит развитие дисциплины учащихся, формируется их уважительное отношение к труду, развивается чувство ответственности за его результаты, за свои действия и поступки, воспитывается воля, усидчивость, терпимость.
- Стимулирующая функция. Она связана с мотивацией учащихся к деятельности. Зная, что работа будет оценена, что ее итоги будут проверяться, учащиеся стремятся к ее полноценному выполнению, к плодотворной учебной деятельности. Происходит развитие познавательной активности учащихся, развиваются их творческие способности, а также, осуществляется формирование таких личностных свойств, как: склонности, интересы, потребности.
- Прогнозная функция. Она связана с планированием учебно-воспитательного процесса. На основании прогнозов развития учащихся, уровня их знаний и навыков формируются программы дальнейшего обучения, составляются маршруты развития на перспективу. Ошибки учащихся свидетельствуют о конкретных проблемах в усвоении учебного материала, позволяют скорректировать его на предстоящий учебный год и сформировать модель развития образования на перспективу.
Формы контроля в обучении
Контроль в обучении реализуется в следующих формах:
- Устный контроль. Он связан с оценкой, диагностированием знаний учащихся, уровня их развития, посредством задавания устных вопросов по конкретной теме, конкретной области знания, требующих скорой реакции на вопрос, быстрого ответа. Это позволяет оценить развитость памяти учащихся.
- Письменный контроль. Он связан с оценкой уровня знаний учащихся на основании письменных заданий разного рода. Это может быть письменный опрос, написание творческой работы (эссе, сочинение), выполнение различных заданий (решение задач, выполнение упражнений и др.).
- Взаимный контроль. Такой контроль предполагают организацию работы учащихся в парах или мини группах. Каждый учащийся проверяет знания и навыки другого по конкретному направлению, конкретной области познания. Форма взаимного контроля может быть реализована для проверки домашнего задания или эпизодической проверки знаний. Это делает контроль более интересным и повышает заинтересованность учащихся учебный процессом.
- Самоконтроль. Он связан с оценкой учащимися своих знаний и навыков и управлением ими своей образовательной деятельностью. Учащиеся сами оценивают уровень усвоения учебного материала, что позволяет сформировать уверенность в своих силах, веру в себя и собственные возможности. Самоконтроль позволяет сформировать у учащихся удовлетворенность своей познавательной деятельностью.
- Фронтальный контроль. Она связана с охватом педагогом всей учебной аудитории для оценки уровня их знаний, усвоения учебного материала. Весь коллектив держится в напряжении и формируется взаимная ответственность учебной деятельности.
- Индивидуальный контроль. Он связан с оценкой знаний и уровня развития, познавательной заинтересованности отдельного учащегося.
Виды контроля в обучении
Контроль в обучении реализуется в следующих видах:
- Теоретический контроль. Он ориентирован на оценку теоретических знаний учащихся.
- Практический контроль. Он связан с усвоением практических навыков в конкретной области деятельности, развитием умения применять теоретические знания для решения практических задач.
- Смешанный контроль. Он ориентирован на оценку теоретических знаний и практических навыков деятельности учащегося. Задания включают практические упражнения и теоретические вопросы.
Рисунок 1. Виды контроля в обучении. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ