Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Виды, формы и функции контроля в обучении

Определение 1

Контроль в обучении – это проверка соответствия учебных действий и операций условиям и требованиям, поставленной учебной задачи.

Контроль связан с проверкой учебной деятельности учащихся, усвоения ими учебной программы, проверкой деятельности педагогов на разных уровнях и этапах образования, работы отельных образовательных учреждений и функционирования системы образования в целом.

Контроль ориентирован на оценку качества педагогической деятельности и оценку развития системы образования в текущий период ее функционирования.

Функциональная роль контроля в обучении

Функциональная роль контроля в обучении сводится к выполнению им следующих функций:

  1. Контролирующая функция. Она проявляется в определении уровня знаний и навыков учащихся, а также профессиональных знаний и навыков педагога, уровня их интеллектуального развития, усвоения способов познания и навыков образовательной работы, формировании организационных возможностей и воспитания личностных качеств учащихся на конкретном этапе образовательной деятельности. Контроль знаний необходим для определения исходного уровня интеллектуального развития, познавательных возможностей, знаний и навыков учебной деятельности и их сопоставления с уровнем освоения образовательной программы в течение конкретного периода ее освоения. Контролирующая функция позволяет оценить и работу педагога, а именно, актуальность и целесообразность используемых методов и приемов работы, форм реализации образовательной деятельности, уровень профессиональной компетентности педагога. Данная функция дает обратную связь т.е. дает педагогу понять насколько эффективен его труд.
  2. Обучающая функция. Контроль позволяет научить учащихся учиться. Знания и навыки оцениваются в ходе контроля, что показывает продуктивность работы. При проверке знаний, учащиеся активно их применяют т.е. теоретические знания находят практическое применение, закрепляются и актуализируются. Это позволяет обобщить и систематизировать знания учащихся, придать им ясность и точность, смысловое назначение.
  3. Диагностические функция. Она связана с проверкой уровня развития учащихся, выявлением их сильных и слабых сторон, творческого потенциала. В ходе контроля можно сделать акцент на ошибках учащихся, указать на их невнимательность, недостаточную организованность в работе, выявить характер ошибок и уровень овладения учебными знаниями.
  4. Воспитывающая функция. В ходе контроля происходит развитие дисциплины учащихся, формируется их уважительное отношение к труду, развивается чувство ответственности за его результаты, за свои действия и поступки, воспитывается воля, усидчивость, терпимость.
  5. Стимулирующая функция. Она связана с мотивацией учащихся к деятельности. Зная, что работа будет оценена, что ее итоги будут проверяться, учащиеся стремятся к ее полноценному выполнению, к плодотворной учебной деятельности. Происходит развитие познавательной активности учащихся, развиваются их творческие способности, а также, осуществляется формирование таких личностных свойств, как: склонности, интересы, потребности.
  6. Прогнозная функция. Она связана с планированием учебно-воспитательного процесса. На основании прогнозов развития учащихся, уровня их знаний и навыков формируются программы дальнейшего обучения, составляются маршруты развития на перспективу. Ошибки учащихся свидетельствуют о конкретных проблемах в усвоении учебного материала, позволяют скорректировать его на предстоящий учебный год и сформировать модель развития образования на перспективу.

Формы контроля в обучении

Контроль в обучении реализуется в следующих формах:

  1. Устный контроль. Он связан с оценкой, диагностированием знаний учащихся, уровня их развития, посредством задавания устных вопросов по конкретной теме, конкретной области знания, требующих скорой реакции на вопрос, быстрого ответа. Это позволяет оценить развитость памяти учащихся.
  2. Письменный контроль. Он связан с оценкой уровня знаний учащихся на основании письменных заданий разного рода. Это может быть письменный опрос, написание творческой работы (эссе, сочинение), выполнение различных заданий (решение задач, выполнение упражнений и др.).
  3. Взаимный контроль. Такой контроль предполагают организацию работы учащихся в парах или мини группах. Каждый учащийся проверяет знания и навыки другого по конкретному направлению, конкретной области познания. Форма взаимного контроля может быть реализована для проверки домашнего задания или эпизодической проверки знаний. Это делает контроль более интересным и повышает заинтересованность учащихся учебный процессом.
  4. Самоконтроль. Он связан с оценкой учащимися своих знаний и навыков и управлением ими своей образовательной деятельностью. Учащиеся сами оценивают уровень усвоения учебного материала, что позволяет сформировать уверенность в своих силах, веру в себя и собственные возможности. Самоконтроль позволяет сформировать у учащихся удовлетворенность своей познавательной деятельностью.
  5. Фронтальный контроль. Она связана с охватом педагогом всей учебной аудитории для оценки уровня их знаний, усвоения учебного материала. Весь коллектив держится в напряжении и формируется взаимная ответственность учебной деятельности.
  6. Индивидуальный контроль. Он связан с оценкой знаний и уровня развития, познавательной заинтересованности отдельного учащегося.
«Виды, формы и функции контроля в обучении» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Виды контроля в обучении

Контроль в обучении реализуется в следующих видах:

  1. Теоретический контроль. Он ориентирован на оценку теоретических знаний учащихся.
  2. Практический контроль. Он связан с усвоением практических навыков в конкретной области деятельности, развитием умения применять теоретические знания для решения практических задач.
  3. Смешанный контроль. Он ориентирован на оценку теоретических знаний и практических навыков деятельности учащегося. Задания включают практические упражнения и теоретические вопросы.

Виды контроля в обучении. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Виды контроля в обучении. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Дата последнего обновления статьи: 13.08.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot