Вариативные формы дошкольного образования – это формы, созданные для расширения зоны охвата детей системой дошкольного образования и создания равных стартовых возможностей для всех детей при поступлении в школу.
Значимость вариативных форм дошкольного образования
В настоящее время ведущей целью отечественной социальной политики в сфере дошкольного образования (далее ДО) является гарантия реализации прав каждого ребенка на получение доступного и качественного дошкольного образования.
Достижение данной цели осуществляется за счет разработки следующих приоритетных направлений:
- Обеспечение доступности ДО посредством развития разнообразных вариативных форм.
- Развитие таких видов ДО, как инклюзивное, интегративное и специальное, с целью обеспечения доступности ДО для детей имеющих различные виды отклонений в развитии, ограниченные возможности, имеющие особые образовательные потребности.
- Осуществление психолого-педагогической поддержки семей, оказание необходимой консультативной педагогической помощи семьям, воспитывающих детей.
Под вариативными формами ДО принято понимать:
- Современные образовательные модели, которые направлены на максимально полное удовлетворение потребности населения в услугах ДО, повышение качества предоставляемых услуг, создание условий, необходимых для развития частного сектора дошкольного образования, оказание поддержки семейного воспитания.
- Структурные подразделения государственных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы ДО для детей возрастом от двух месяцев до семи лет.
Современные вариативные формы ДО предоставляют воспитанникам возможность пребывания в дошкольных образовательных учреждениях с разным режимом дня, в зависимости от развития детей, состояния здоровья и индивидуальных потребностей.
Виды вариативных форм дошкольного образования
Основными вариативными формами ДО являются:
- Группы кратковременного пребывания, организуемые в ДОУ.
- Центры игровой поддержки.
- Консультативные пункты.
- Службы ранней помощи.
- Легкотеки.
- Семейные детские сады, организуемые семьями на дому.
Одними из самых популярных и востребованных являются группы кратковременного пребывания при ДОУ.
Группа кратковременного пребывания – это одна из вариативных форм ДО, представляющая собой структурное подразделение ДОУ, реализующее государственные образовательные стандарты и программы ДО.
Данные группы организуются для детей в возрасте от 2- месяцев до 7-ми лет.
Цель группы кратковременного пребывания: обеспечение полноценного и всестороннего развития детей дошкольного возраста, формирования у них необходимых навыков для последующего обучения в школе, а также для оказания необходимой консультативной помощи родителям (законным представителям) воспитанников.
Основные задачи групп кратковременного пребывания:
- Оказание необходимой помощи детям дошкольного возраста в успешной социализации посредством организации игровой деятельности.
- Разработка и внедрение индивидуальных воспитательно-образовательных программ ДО.
- Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста.
- Оказание необходимой консультативной и обучающей помощи родителям (законным представителям) воспитанников.
- Организация развивающей образовательной среды и игровой деятельности.
Консультативные пункты – это одна из вариативных форм ДО, организуемые для детей в возрасте от 1-го года до 7-ми лет, которые воспитываются в условиях семьи.
Цель консультативного пункта: обеспечение и сохранение единства и преемственности общественного и семейного воспитания, оказание необходимой психолого-педагогической помощи родителям, поддержка всестороннего и полноценного развития личности детей, которые не имеют посещать дошкольные образовательные учреждения.
Основные задачи консультативных пунктов:
- Оказание родителям необходимой консультативной помощи по вопросам воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста.
- Оказание нужного содействия в вопросах социализации дошкольников.
- Комплексная профилактика разнообразных отклонений в психическом, физическом и социальном развитии детей.
- Оказание всесторонней помощи родителям и детям в обеспечении равных для всех стартовых условий для поступления в школу, организация взаимодействия между родителями и государственными образовательными учреждениями.
Семейный детский сад – это вариативная форма ДО, организованная с целью всестороннего развития детей дошкольного возраста, ориентированная на индивидуальный подход в воспитании, расширении форм ухода и присмотра для детей, имеющих проблемы со здоровьем и развитием, а также с целью поддержки многодетных родителей и предоставление им рабочего места.
Семейный детский сад организуется непосредственно в семье, где в качестве воспитателя выступает один из родителей.
Служба ранней помощи – это одна из форм вариативного ДО, организуемая для детей дошкольного возраста, имеющих определенные нарушения в развитии, не посещающие образовательные учреждения.
Цель службы ранней помощи: оказание необходимой психолого-педагогической помощи родителям, имеющих детей с выявленными нарушениями в развитии.
Основные задачи службы ранней помощи:
- Осуществление психолого-педагогического обследования детей.
- Организация комплексной коррекционно-развивающей работы с детьми.
- Осуществление работы по социализации, адаптации и интеграции детей, имеющих отклонения в развитии.
Лекотека – вариативная форма ДО, организуемая с целью организации социального сопровождения детей дошкольного возраста, имеющих разнообразные нарушения в развитии, а также формирования необходимых предпосылок для последующей успешной деятельности.