Цель, задачи и направления работы учителя-логопеда
ОВЗ – это ограниченные возможности здоровья, которые включают физические, психические и сенсорные дефекты.
Логопедическое сопровождение учащихся с ОВЗ осуществляют в рамках психолого-медико-педагогического консилиума школы. Учитель-логопед – член команды специалистов, которые реализуют психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ внутри инклюзивного образовательного пространства.
Цель работы логопеда – создать условия, способствующие выявлению и преодолению нарушений развития речи, а также дальнейшему развитию устной и письменной речи, совершенствованию коммуникации учащихся, для того чтобы они могли успешно усваивать образовательную программу.
Чтобы достичь обозначенную цель, учитель-логопед должен решить следующие задачи:
- провести логопедическое обследование, чтобы определить структуру и степень выраженности речевого нарушения, то есть сделать логопедическое заключение;
- разработать перспективный план коррекционно-логопедической работы с детьми, которым нужна логопедическая помощь;
- организовать коррекционную работу, направленную на оказание логопедической помощи детям с ОВЗ. Определить направления, методы и приемы логопедической работы, направленной на коррекцию нарушений развития речи;
- укомплектовать группы для занятий, учитывая психофизиологическое состояние детей с ОВЗ. Проводить индивидуальные и групповые занятия по коррекции нарушений устной и письменной речи учеников, используя программный материал учебных дисциплин гуманитарного цикла;
- разработать адаптированные образовательные программы, методические рекомендации по обучению детей с ОВЗ. Применять разнообразные методы, формы и средства обучения в рамках государственного стандарта, повышающего степень усвоения учебного материала;
- проводить систематическое изучение динамики речевого развития ребенка;
- сопровождать детей с ОВЗ и их семьи;
- обеспечивать контроль за соблюдением здоровьесберегающих технологий в обучении и воспитании детей с ОВЗ в общеобразовательной организации.
Характеристика речи детей с ОВЗ
У детей с ОВЗ поздно развивается фразовая речь.
Устная речь содержит нарушения произношения. У отдельных детей нарушается воспроизведение только некоторых групп звуков, а у других одновременно двух или трех групп звуков.
Причина искаженного звукопроизношения – недостаточный уровень сформированности или нарушение артикуляционной моторики. Один из факторов, которые вызывают нарушение звукопроизношения у детей с ОВЗ, - недостаточный уровень сформированности фонематического восприятия. Нарушения проявляются трудностями дифференциации звуков, а также несформированностью фонематического анализа и синтеза. Такие нарушения могут сохраняться на протяжении нескольких лет и вызывать стойкие нарушения письма и чтения.
Словарный запас детей с ОВЗ беден и неточен, что связано с недостаточностью знаний и представлений об окружающей действительности, низким уровнем познавательной активности. Активный словарь детей с ОВЗ содержит преимущественно слова конкретного значения, а слова обобщающего характера вызывают ряд трудностей. Также детям сложно подбирать слова-антонимы и синонимы. В речи отсутствуют наречия и местоимения, в речь медленно и с затруднениями включаются новые слова, получаемые при обучении.
Грамматическому строю речи также характерен ряд особенностей. Например, не сформирована система предлогов языка. Изменение предлогов по падежам вызывает большие затруднения и ошибки, как и согласование прилагательных с существительными в роде. Дети пользуются ограниченным набором синтаксических конструкций, в основном простыми предложениями. Часто в предложениях нарушен порядок слов.
Также детям с ОВЗ характерна своеобразная связная речь. Они затрудняются в пересказе произведений, особенно повествовательного характера, в составлении рассказов по картинкам, составлении рассказа-описания и творческого рассказа. Они не могут дать развернутый ответ на вопрос, часто основную мысль перебивают посторонние рассуждения.
Иными словами, у детей отмечается ряд существенных нарушений программирования текстов, невозможность подчинения речевой деятельности собственному замыслу, уход к побочным ассоциациям.
Базируясь на материалах обследования и мониторинга, логопед составляет календарно-тематический план работы для каждой группы учащихся. Цель такого планирования – распределить намеченные темы на весь учебный год, определить объем материала, подлежащего изучению, лексического материала, выбор и применение наиболее эффективных коррекционных средств речи на основании типа речевого дефекта и возрастных особенностей детей.
При составлении календарно-тематического плана логопеду необходимо принимать во внимание все направления работы, необходимые, чтобы устранить дефект.
Логопедические занятия в группах проводят обычно во второй половине дня 3 раза в неделю по 40 минут. Эти занятия должны помочь восполнить пробелы предшествующих этапов развития, сформировать готовность ребенка осваивать учебный материал.
В общем виде структуру группового логопедического занятия можно представить следующим образом:
- мотивационная установка;
- коррекция звукопроизношения;
- упражнения на развитие фонематического анализа и синтеза;
- лексико-грамматические упражнения;
- развитие связной речи, неречевых процессов и мелкой моторики;
- коррекция нарушений письма;
- рефлексия.
Логопедическая работа с детьми с ОВЗ содержит следующие особенности:
- необходимость максимально задействовать сохранные анализаторы;
- использование дифференцированного подхода;
- частый повтор знакомых упражнений с элементами новизны;
- частая смена видов деятельности;
- дозировка заданий и речевого материала;
- конкретные и доступные задания;
- умеренный тип работы;
- постоянное поддержание интереса к занятию.