Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Принципы модульного обучения

Определение 1

Принципы обучения – это система педагогических методов и средств, которые использует педагог для организации и реализации учебного процесса.

Понятие и сущность принципов модульного обучения

Принцип модульности обучения заключается в том, что весь учебный материал поделен на блоки – модули, каждый из которых представляет собой логичное содержание учебной информации по определенной теме (предмету), и направлен на достижение определенной педагогической цели.

Цель, задачи и содержание модульности обучения строится на следующих принципах:

  1. Принцип выделения из содержания обучения обособленных элементов. Данный принцип предусматривает выделение из дисциплины определенной темы, которая представляет собой законченный материал, с четко выстроенной структурой содержания. Согласно данному принципу тема является наименьшей единицей, которая отвечает за достижение конкретной дидактической цели и называется элементом модуля.
  2. Принцип динамичности. Согласно данному принципу допускается свободное изменение содержания модулей, исходя из поставленных целей, либо в виду изменений в учебном процессе. Данный принцип опирается на динамичность системы образования и ее соответствие жизненному опыту ребенка. В случае, если по какой-то причине, учебный материал, заложенный педагогом в модуль стал неактуальным или устарел, то допустимо его замена, либо дополнение актуальной и современной информацией. Немаловажным в реализации данного принципа является то, что каждый модуль должен быть относительно независим от других, чтобы была возможность изменять или дополнять учебный материал, не затрагивая иные модули.
  3. Принцип действенности и оперативности знаний и их системы. Данный принцип предполагает формирование у учащихся не просто действенные знания, а умение применять полученные знания в практической деятельности. Минусом данного принципа является то, что он не предполагает использование творческого подхода к процессу обучения.
  4. Принцип гибкости. Данный принцип основан на учете индивидуальных возможностей и потребностей каждого учащегося. Согласно принципу гибкости процесс деления учебного материала на модули организуется таким образом, что содержание модулей приспособлено под возможности учеников и их потребности в знаниях, а также возможности видоизменять (адаптировать) учебную информацию каждого модуля под индивидуальные возможности каждого ребенка. Принцип гибкости подразумевает, что перед тем как приступить к делению учебного материала на модули, педагог проводит диагностику уровня развития детей, их возможностей (возрастных и умственных) и, исходя из полученных результатов, происходит наполнение учебной информацией каждого модуля.
  5. Принцип осознанной перспективы. Данный принцип требует от учебного процесса соблюдения ряда педагогических правил, а именно учащийся должен в первую очередь быть ознакомлен с конечной целью изучения дисциплины (предмета), то есть всех модулей. Так же педагог прежде, чем приступить к изучению дисциплины должен провести вводный урок (занятие) и ознакомить учащихся со всеми модулями дисциплины и промежуточными целями (целями каждого модуля). Модульная программа должна состоять из учебных действий, направленных на достижение учениками близких, средних и отдаленных перспектив обучения. В общем же данный принцип направлен на формирование у учащихся представлений о перспективах эффективности освоения учебной дисциплины Эффективность освоения дисциплины, согласно принципу осознанной перспективы, зависит от следующих факторов:

    • учебный материал должен соответствовать возможностям учеников (не быть для них слишком сложным или напротив слишком легким);
    • педагог, при организации учебного процесса должен уметь отбирать наиболее оптимальные способы и пути усвоения учениками учебного материала, а также уметь сочетать различные методы обучения.
    • необходимость формирования у детей навыков самостоятельного познания.
  6. Принцип разносторонности методического консультирования. Данный принцип предполагает организацию учебного процесса таким образом, что и ученик, и педагог являются его активными участниками. В процессе обучения, для поддержания интереса к обучению, а также с целью эффективного усвоения учебного материала педагог реализует консультативно-координирующую функцию, на основании индивидуального подхода к каждому учащемуся.

  7. Принцип паритетности. Данный принцип основан на продуктивном взаимодействии между учеником и педагогом, при реализации модульного принципа организации учебного процесса.

Таким образом, принципы модульного обучения направлены на организацию учебного процесса таким образом, что изучаемая дисциплина (предмет) поделены на модули (блоки), которые содержат логично составленный учебный материал. Модули находятся в относительной независимости друг от друга, что позволяет при необходимости корректировать или дополнять учебный материал модуля.

Педагогические правила применения принципов модульного обучения

Для реализации принципов модульного обучения необходимо соблюдать следующие педагогические правила:

  • Учебный материал, который содержится в модулях, должен быть сконструирован так, чтобы эффективно обеспечивать достижения педагогической цели каждым учащимся.
  • Учебный материал, представленный в модулях должен быть доступным для понимания и усвоения ученикам. Учебный материал не должен быть слишком легким, это может вызвать скуку у учащихся и снизить их желание к дальнейшему обучению.
  • Он должен быть представлен настолько законченным блоком, чтобы имелась возможность конструирования единого содержания обучения, соответствующего комплексной дидактической цели, из отдельных модулей.
  • В соответствии с учебным материалом следует интегрировать различные виды и формы обучения, подчиненные достижению намеченной цели.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 20.11.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot