Педагогическая культура родителей – это сфера материально-духовной культуры семьи, которая непосредственно связана с воспитанием и развитием детей. Она отражает педагогические знания родителей в части воспитания и обучения своих детей, уровень их развития.
Именно педагогическая культура родителей является ведущим фактором развития ребенка, формирования его нравственных принципов и моральных норм поведения, воспитания и прохождения социализации.
Современная семья должна обладать максимум знаний в области педагогики, чтобы удовлетворить требования общества к воспитанию подрастающего поколения. Это требует совершенствования педагогической культуры каждой семьи и каждого родителя.
Для этого, дошкольная организация организует специальное направление работы с семьями детей. Он ориентируется в своей деятельности не только на воспитание детей, но и на воспитание родителей. Такая политика ориентирована на оказание помощи родителям в решении проблем и затруднений в образовательной сфере, просвещение родителей, устранение ошибок в их воспитании.
Основные направления взаимодействия ДОУ с родителями
Дошкольное образовательное учреждение является организацией открытой для сотрудничества с другими учреждениями образования и воспитания, ориентированные на решение учебно-воспитательных задач. Родители относятся к данному типу организаций. Дошкольное образовательное учреждение стремится к построению сотрудничества с родителями и заинтересовано в их обучении, развитии и повышении их педагогической культуры.
Работа по привлечению родителей к сотрудничеству с дошкольной организацией реализуется в нескольких основных направлениях:
- Организация коллективной педагогической работы дошкольной образовательной организации, ориентированной на построение системы взаимодействия с семьями воспитанников. Происходит знакомство педагогов всего учреждения с методами и средствами, технологиями построения сотруднических отношений с семьями воспитанников.
- Работа по повышению педагогической культуры родителей. Данная работа ведется в направлении формирования знаний у родителей в области психологии и педагогики, а также развития соответствующих навыков по воспитанию, обучению и развитию своих детей. У родителей необходимо воспитать терпимость, чувство такта, выдержку. Кроме того, требуется сформировать у родителей рефлексивное отношение к своей деятельности по воспитанию и развитию своего ребенка.
- Привлечение родителей к работе дошкольного образовательного заведения, участие в различных мероприятиях и направлениях деятельности ДОУ, реализация обмена опытом.
В любом из направлений работы, в том числе и работе по повышению педагогической культуры родителей, педагоги стремятся первоначально построить контакты с родителями, привлечь их к своей воспитательной работе. Для этого требуется создание системы взаимодействия и атмосферы взаимопонимания с родителями, установления эмоционального взаимодействия и создание единых направлений деятельности, в соответствии с общими потребностями и интересами. Кроме того, педагоги должны ориентироваться на формирование у родителей уверенности в своих педагогических силах и способностях.
Стадии работы по повышению уровня педагогической культуры родителей дошкольников
Работа педагогов, ориентированная на развитие педагогической культуры родителей дошкольников и повышения ее уровня проходит в несколько основных стадий:
- Разработка материалов для консультации родителей в области социологии, физиологии и психологии детей, приемах и методах реализации воспитательной деятельности, развитие осознанного стремления к реализации воспитательной деятельности в семье в верном направлении, а также несение ответственности за это.
- Определение уровня вовлеченности родителей в воспитательный процесс и уровня требований родителей, предъявляемых к системе воспитания и развития их детей в ДОУ. Педагоги анализируют, насколько родители участвуют в воспитании и обучении своих детей, насколько полноценно они выкладываются в этом направлении, каков уровень развития их педагогической культуры. Также, они рассматривают, насколько высоки требования родителей к образовательной системе и соответствуют реалиям ее развития, а также возможностям ДОУ.
- Составление программы взаимодействия с семьей, направленной на повышение ее педагогической культуры. Педагоги разрабатывают новые формы и методы повышения компетентности родителей в педагогической сфере деятельности.
Инновационные формы взаимодействия ДОУ с родителями
В качестве современных методов построения взаимодействия дошкольной организации с семьями воспитанников, ориентированных на повышение уровня их педагогической культуры относятся следующие:
- Проведение дискуссий. Они помогают рассмотреть конкретные педагогические ситуации, пережитые родителям и обсудить пути их оптимального решения;
- Тематическое консультирование. Педагоги проводят беседы с родителями на тему воспитания детей, имеющих одну проблему в своем развитии. Педагоги помогают в ее решении, рассказывая родителям о возможных вариантах и приемах решения;
- Проведение анализа педагогического опыта. Педагоги проводят с родителями обсуждение различных научных статей и методических пособий, рассматривающих вопросы семейного воспитания, семейного быта и семейной жизни;
- Индивидуальная работа с отдельными семьями. Педагоги проводят работу по повышению педагогической культуры отдельных семей и решению их проблем в данном направлении;
- Проведение деловых игр. Они помогают родителям в развитии навыков скорого принятия педагогических решений в конкретных ситуациях, навыков нахождения педагогических ошибок и их исправления;
- Проведение психологических тренингов. Они ориентированы на создание гармоничных отношений в семье, между родителями и детьми.