Особенности организации внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность – это составной компонент образовательного процесса, ориентированный на расширение и углубление образовательного пространства и познавательных возможностей учащихся, их мотивацию к познанию и развитию.
Современная система образования функционирует на основании требований, установленных федеральными государственными стандартами – ФГОС. Они ориентируют работу всех уровней образования и всех педагогических кадров на реагирование на запросы и потребности личности отдельного учащегося, а также социальный заказ и его выполнение.
ФГОС выдвигает определенные требования к реализации образовательной деятельности, управлению разными уровнями образования и разными этапами обучения, а также условиями реализации различных видов и направлений образовательной деятельности.
Организация внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС имеет свои особенности. Они состоят в следующем:
- Особенности, связанные со спецификой внеурочной деятельности. Они включают в себя изучение дополнительного материала, не предусмотренного образовательной программой, выполнение общественно полезной деятельности, ориентация на расширение знаний и познавательных возможностей учащихся, организация досуга.
- Особенности, обусловленные спецификой работы конкретного учебного заведения и его приоритетными задачами. К ним относится интеграция содержания разных учебных дисциплин, профессиональная ориентация учащихся, дифференциация образовательных задач и методов реализации разных направлений образовательной деятельности.
Сущность внеурочной деятельности обусловлена временем ее реализации: она осуществляется во внеучебное время и является работой по развитию, обучению и воспитанию учащихся сверх плана, сверх нормы, предусмотренной образовательной программой.
Направления реализации внеурочной деятельности
Согласно ФГОС, внеурочная деятельность может быть реализована по следующим направлениям:
- Духовно-нравственное развитие. Оно ориентировано на развитие гражданской идентичности учащихся, освоение основ культуры и приобщение к ее ценностям, принятие основных национальных ценностей и уважение к ним, развитие основ нравственного поведения и социального взаимодействия, выработка нравственных ценностных ориентаций.
- Социальное становление. Оно связано с формирование гражданского самосознания каждого учащегося, усвоение норм социального поведения, принятие ценностей социальной сферы, усвоение закономерностей социального развития, нахождение своего места в социальной среде, усвоение основ культурного социального взаимодействия.
- Интеллектуальное развитие. Оно связано с освоение простейших методов и базовых способов познания, расширение своих знаний в какой-то научной или практической области, развитие навыков выполнения различных мыслительных операций для решения познавательных и образовательных задач.
- Общекультурное развитие. Оно включает в себя эстетическое развитие учащихся, через освоение эстетических норм поведения, изучение искусства и творчества, освоение понятий, отражающих взаимодействие человека с окружающей средой и последствия несоблюдения правил взаимодействия, а также освоение основ управления собственным физическим и психическим развитием, формирование мотивации к самосовершенствованию.
- Спортивно-оздоровительная деятельность. Сюда входят разнообразные мероприятия, ориентированные на пропаганду здорового образа жизни среди учащихся, воспитание гигиенической культуры, физическое развитие и приобщение к спортивным традициям нации, своего народа.
Модели организации внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность до принятия ФГОС основывалась на реализации в рамках классной деятельности. Как правило, внеурочная деятельность организовывалась классным руководителем. В настоящее время данная форма организации сохранилась и активно применяется, но получили широкое распространение и развитие и иные формы организации внеурочной деятельности, основанные на требованиях ФГОС.
Основными моделями организации внеурочной деятельности современной системы образования являются:
- Деятельность классных руководителей. Они осуществляют организацию различных видов работы, реализуемой во внеучебное время: экскурсии, спортивные мероприятия, социально полезная деятельность, проведение дополнительных занятий, классных часов различных тематик.
- Включение в учебный план образовательного заведения дополнительной деятельности: кружковая деятельность, спортивные секции, научно-исследовательские центры, трудовые лаборатории и т.д.
- Создание групп продленного дня в учреждениях образования. Они реализуется в школах, где учащиеся пребывают полный день. Педагоги продленных групп реализуют внеурочную деятельность в соответствии с разработанным планом.
- Внеурочная деятельность, реализуемая иными работниками учебного заведения. Она может быть связана с проведением психологических консультаций и тренингов, работой социального педагога.
- Дополнительное образование образовательной организации. Оно реализуется посредством ведения учебным заведением дополнительной образовательной деятельности.
- Система взаимодействия учебного заведения с учреждениями дополнительного образования и культуры.
Рисунок 1. Реализация внеурочной деятельности обучающихся в рамках ФГОС. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Условия организации внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность осуществляется на основании следующих условий:
- Составление учебного плана общеобразовательной организации. Он должен предусматривать реализацию внеурочной деятельности и ее направления.
- Распределение направлений внеурочной деятельности по количеству часов, предусмотренных учебным планом.
- Связь внеурочной деятельности с урочной т.е. общеобразовательной программой на конкретном этапе обучения.
- Ориентация на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов реализации внеурочной деятельности по разным направлениям.
- Внеурочная деятельность и количество часов, отводимых на нее, не включается в недельную нагрузку.
- Учет нагрузки ребенка во внеурочной деятельности и связь с нагрузкой урочной работы.
- Поэтапная организация внеурочной деятельности. Она начинается с планирования деятельности и составления проекта ее реализации, затем осуществляется непосредственно внеурочная деятельность и подводятся итоги ее реализации.