Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Управление системой организации внеурочной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС

Особенности организации внеурочной деятельности

Определение 1

Внеурочная деятельность – это составной компонент образовательного процесса, ориентированный на расширение и углубление образовательного пространства и познавательных возможностей учащихся, их мотивацию к познанию и развитию.

Современная система образования функционирует на основании требований, установленных федеральными государственными стандартами – ФГОС. Они ориентируют работу всех уровней образования и всех педагогических кадров на реагирование на запросы и потребности личности отдельного учащегося, а также социальный заказ и его выполнение.

ФГОС выдвигает определенные требования к реализации образовательной деятельности, управлению разными уровнями образования и разными этапами обучения, а также условиями реализации различных видов и направлений образовательной деятельности.

Организация внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС имеет свои особенности. Они состоят в следующем:

  1. Особенности, связанные со спецификой внеурочной деятельности. Они включают в себя изучение дополнительного материала, не предусмотренного образовательной программой, выполнение общественно полезной деятельности, ориентация на расширение знаний и познавательных возможностей учащихся, организация досуга.
  2. Особенности, обусловленные спецификой работы конкретного учебного заведения и его приоритетными задачами. К ним относится интеграция содержания разных учебных дисциплин, профессиональная ориентация учащихся, дифференциация образовательных задач и методов реализации разных направлений образовательной деятельности.

Сущность внеурочной деятельности обусловлена временем ее реализации: она осуществляется во внеучебное время и является работой по развитию, обучению и воспитанию учащихся сверх плана, сверх нормы, предусмотренной образовательной программой.

Направления реализации внеурочной деятельности

«Управление системой организации внеурочной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Согласно ФГОС, внеурочная деятельность может быть реализована по следующим направлениям:

  1. Духовно-нравственное развитие. Оно ориентировано на развитие гражданской идентичности учащихся, освоение основ культуры и приобщение к ее ценностям, принятие основных национальных ценностей и уважение к ним, развитие основ нравственного поведения и социального взаимодействия, выработка нравственных ценностных ориентаций.
  2. Социальное становление. Оно связано с формирование гражданского самосознания каждого учащегося, усвоение норм социального поведения, принятие ценностей социальной сферы, усвоение закономерностей социального развития, нахождение своего места в социальной среде, усвоение основ культурного социального взаимодействия.
  3. Интеллектуальное развитие. Оно связано с освоение простейших методов и базовых способов познания, расширение своих знаний в какой-то научной или практической области, развитие навыков выполнения различных мыслительных операций для решения познавательных и образовательных задач.
  4. Общекультурное развитие. Оно включает в себя эстетическое развитие учащихся, через освоение эстетических норм поведения, изучение искусства и творчества, освоение понятий, отражающих взаимодействие человека с окружающей средой и последствия несоблюдения правил взаимодействия, а также освоение основ управления собственным физическим и психическим развитием, формирование мотивации к самосовершенствованию.
  5. Спортивно-оздоровительная деятельность. Сюда входят разнообразные мероприятия, ориентированные на пропаганду здорового образа жизни среди учащихся, воспитание гигиенической культуры, физическое развитие и приобщение к спортивным традициям нации, своего народа.

Модели организации внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность до принятия ФГОС основывалась на реализации в рамках классной деятельности. Как правило, внеурочная деятельность организовывалась классным руководителем. В настоящее время данная форма организации сохранилась и активно применяется, но получили широкое распространение и развитие и иные формы организации внеурочной деятельности, основанные на требованиях ФГОС.

Основными моделями организации внеурочной деятельности современной системы образования являются:

  1. Деятельность классных руководителей. Они осуществляют организацию различных видов работы, реализуемой во внеучебное время: экскурсии, спортивные мероприятия, социально полезная деятельность, проведение дополнительных занятий, классных часов различных тематик.
  2. Включение в учебный план образовательного заведения дополнительной деятельности: кружковая деятельность, спортивные секции, научно-исследовательские центры, трудовые лаборатории и т.д.
  3. Создание групп продленного дня в учреждениях образования. Они реализуется в школах, где учащиеся пребывают полный день. Педагоги продленных групп реализуют внеурочную деятельность в соответствии с разработанным планом.
  4. Внеурочная деятельность, реализуемая иными работниками учебного заведения. Она может быть связана с проведением психологических консультаций и тренингов, работой социального педагога.
  5. Дополнительное образование образовательной организации. Оно реализуется посредством ведения учебным заведением дополнительной образовательной деятельности.
  6. Система взаимодействия учебного заведения с учреждениями дополнительного образования и культуры.

Реализация внеурочной деятельности обучающихся в рамках ФГОС. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Реализация внеурочной деятельности обучающихся в рамках ФГОС. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Условия организации внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность осуществляется на основании следующих условий:

  1. Составление учебного плана общеобразовательной организации. Он должен предусматривать реализацию внеурочной деятельности и ее направления.
  2. Распределение направлений внеурочной деятельности по количеству часов, предусмотренных учебным планом.
  3. Связь внеурочной деятельности с урочной т.е. общеобразовательной программой на конкретном этапе обучения.
  4. Ориентация на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов реализации внеурочной деятельности по разным направлениям.
  5. Внеурочная деятельность и количество часов, отводимых на нее, не включается в недельную нагрузку.
  6. Учет нагрузки ребенка во внеурочной деятельности и связь с нагрузкой урочной работы.
  7. Поэтапная организация внеурочной деятельности. Она начинается с планирования деятельности и составления проекта ее реализации, затем осуществляется непосредственно внеурочная деятельность и подводятся итоги ее реализации.
Дата последнего обновления статьи: 07.05.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot