Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Управление качеством образования образовательного процесса

Особенности процесса управления качеством образования

Определение 1

Управление качеством образования – это процесс постановки цели образовательной деятельности, определения ее содержания и особенностей ее реализации, а также оценки и контроля качества образовательной деятельности и ее соответствия целевым ориентирам.

Управление качеством образования ориентировано на достижение целей и задач образования и оптимальную организацию образовательной деятельности с использованием минимального количества ресурсов и средств и обеспечения построения плодотворной образовательной среды в отдельном учебном заведении, на уровне отдельного города, региона, образовательной системы в целом.

Процесс управления качеством образования обладает следующими специфическими чертами:

  1. Связь и общее построение процессов функционирования и развития. Иными словами, образовательный процесс опирается на деятельностный подход. Достижение качества образования возможно при организации учебной работы с активным участием каждого в организации обучения и получении его конкретных результатов.
  2. Опора на развитие у учащихся способности к самообразованию. Эта способность выступает основой качественного освоения образовательной программы и полноценного развития личности. в ходе управления качеством образования идет ориентация на формирование у учащихся умений учиться, добывать знания, самоорганизовывать свою деятельность и устанавливать социальные связи и отношения в образовательном пространстве.
  3. Развитие высокоорганизованного мышления каждого учащегося. Формируется умение использовать творческий подход к решению проблем и действовать в новых, нестандартных ситуациях.
  4. Осуществление предметной ориентации учащихся. Она предполагает включение целей и задач образования в разнородные условия его реализации, что способствует формированию внутренней мотивации учащихся, их потребности в познании.
  5. Выбор оптимальных методов и технологий реализации образовательной деятельности, а также формирование квалифицированного педагогического состава учебного заведения, способного к реализации своей профессиональной деятельности на качественном уровне.
«Управление качеством образования образовательного процесса» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Управление качеством образования требует реализации образовательной деятельности по определенным нормативам. Каждый сотрудник образовательного процесса имеет свои обязанности, несет конкретную ответственность за результаты своего труда и реализует конкретные функции.

Система управления качеством образования. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Система управления качеством образования. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Управление качеством образования реализуется при соблюдении следующих условий:

  1. Концептуальное обоснование целевого назначения управления качеством образования;
  2. Определение требований рынка труда, его нормативов и потребностей общества в развитии личности;
  3. Выбор адекватных методов управления, которые способствуют развитию образовательного учреждения и плодотворному функционированию образования в целом;
  4. Обязательное проведение внутреннего аудита деятельности образовательной организации для контроля ее развития и своевременного выявления проблемных сторон.

Проблемные моменты управления качеством образования

Управление качеством образования является важным аспектом деятельности любой образовательной организации. От него зависит достижение целевого назначения образовательной деятельности и последовательное, эффективное развитие всех участников образовательного процесса.

Однако, в настоящее время, процесс управления качеством образования сталкивается с рядом проблем, которые требуют решения для полноценного развития образовательной деятельности на разных уровнях.

Рассмотрим эти проблемы:

  1. Теория качества образования. Здесь имеется в виду вопрос о смысловом назначении понятия «качество образования» и определение параметров необходимости управления этим процессом. Качество образования рассматривается с разных позиций и с разных сторон: качество образование рассматривается в качестве системного процесса, наделенного рядом свойств и взаимоотношений, опирающихся на принципы динамического развития и отражения; качество образования структурным процессом, включающим в себя функциональное, морфологическое и операционное функционирование. Таким образом, качество образования является сложным и многогранным процессом. Его различные аспекты требуют учета при организации управления и выборе актуальных его методов.
  2. Использование опыта управления качеством из других областей социальной жизнедеятельности. В частности, встает вопрос об использовании опыта управления качеством в сфера производства и услуг. Данная проблема требует такого построения управления качеством образования, которое опирается на общую теорию управления в сочетании с особенностями управления образовательными системами и процессами, опоры на принцип ориентации на социальный заказ т.е. на конкретного потребителя, на разносторонние образовательные запросы при разработки системы управления качеством образования, начало управление качеством образования должно происходить с момента проектирования реализации образовательной деятельности т.е. при составлении образовательной программы. Кроме того, процесс управления качеством должен быть сопряжен с процессом внутреннего контроля развития образовательной организации, образовательной деятельности и самообследованием качества функционирования, а также использованием в управлении качеством иных методов, средств, приемов т.е. тех, которые отличаются от педагогических методов, имеют более широкий спектр применения, иное назначение.
  3. Сочетание в управление жестких программно-целевых основ работы и управления и принципами рефлексивного управления. Здесь, требуется нахождение золотой середины между тотальным контролем и предоставлением свободы в деятельности образовательной организации. Оценка качества образования должна носить независимый характер, а также, должен сохраняться баланс между внешним и внутренним аудитом деятельности образовательного учреждения.
  4. Выбор оптимальных критериев оценки качества предоставляемых образовательных услуг, на которые следует ориентироваться при управлении качеством образования. критерии должны носить как нормативный, так и ситуационный характер. Соблюдение нормативов необходимо. Иначе может возникнуть проблема разработки неадекватных образовательных маршрутов, путей развития. При этом, творческий подход к деятельности должен быть сохранен и активно реализован.
Дата последнего обновления статьи: 11.09.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot