Особенности процесса управления качеством образования
Управление качеством образования – это процесс постановки цели образовательной деятельности, определения ее содержания и особенностей ее реализации, а также оценки и контроля качества образовательной деятельности и ее соответствия целевым ориентирам.
Управление качеством образования ориентировано на достижение целей и задач образования и оптимальную организацию образовательной деятельности с использованием минимального количества ресурсов и средств и обеспечения построения плодотворной образовательной среды в отдельном учебном заведении, на уровне отдельного города, региона, образовательной системы в целом.
Процесс управления качеством образования обладает следующими специфическими чертами:
- Связь и общее построение процессов функционирования и развития. Иными словами, образовательный процесс опирается на деятельностный подход. Достижение качества образования возможно при организации учебной работы с активным участием каждого в организации обучения и получении его конкретных результатов.
- Опора на развитие у учащихся способности к самообразованию. Эта способность выступает основой качественного освоения образовательной программы и полноценного развития личности. в ходе управления качеством образования идет ориентация на формирование у учащихся умений учиться, добывать знания, самоорганизовывать свою деятельность и устанавливать социальные связи и отношения в образовательном пространстве.
- Развитие высокоорганизованного мышления каждого учащегося. Формируется умение использовать творческий подход к решению проблем и действовать в новых, нестандартных ситуациях.
- Осуществление предметной ориентации учащихся. Она предполагает включение целей и задач образования в разнородные условия его реализации, что способствует формированию внутренней мотивации учащихся, их потребности в познании.
- Выбор оптимальных методов и технологий реализации образовательной деятельности, а также формирование квалифицированного педагогического состава учебного заведения, способного к реализации своей профессиональной деятельности на качественном уровне.
Управление качеством образования требует реализации образовательной деятельности по определенным нормативам. Каждый сотрудник образовательного процесса имеет свои обязанности, несет конкретную ответственность за результаты своего труда и реализует конкретные функции.
Рисунок 1. Система управления качеством образования. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Управление качеством образования реализуется при соблюдении следующих условий:
- Концептуальное обоснование целевого назначения управления качеством образования;
- Определение требований рынка труда, его нормативов и потребностей общества в развитии личности;
- Выбор адекватных методов управления, которые способствуют развитию образовательного учреждения и плодотворному функционированию образования в целом;
- Обязательное проведение внутреннего аудита деятельности образовательной организации для контроля ее развития и своевременного выявления проблемных сторон.
Проблемные моменты управления качеством образования
Управление качеством образования является важным аспектом деятельности любой образовательной организации. От него зависит достижение целевого назначения образовательной деятельности и последовательное, эффективное развитие всех участников образовательного процесса.
Однако, в настоящее время, процесс управления качеством образования сталкивается с рядом проблем, которые требуют решения для полноценного развития образовательной деятельности на разных уровнях.
Рассмотрим эти проблемы:
- Теория качества образования. Здесь имеется в виду вопрос о смысловом назначении понятия «качество образования» и определение параметров необходимости управления этим процессом. Качество образования рассматривается с разных позиций и с разных сторон: качество образование рассматривается в качестве системного процесса, наделенного рядом свойств и взаимоотношений, опирающихся на принципы динамического развития и отражения; качество образования структурным процессом, включающим в себя функциональное, морфологическое и операционное функционирование. Таким образом, качество образования является сложным и многогранным процессом. Его различные аспекты требуют учета при организации управления и выборе актуальных его методов.
- Использование опыта управления качеством из других областей социальной жизнедеятельности. В частности, встает вопрос об использовании опыта управления качеством в сфера производства и услуг. Данная проблема требует такого построения управления качеством образования, которое опирается на общую теорию управления в сочетании с особенностями управления образовательными системами и процессами, опоры на принцип ориентации на социальный заказ т.е. на конкретного потребителя, на разносторонние образовательные запросы при разработки системы управления качеством образования, начало управление качеством образования должно происходить с момента проектирования реализации образовательной деятельности т.е. при составлении образовательной программы. Кроме того, процесс управления качеством должен быть сопряжен с процессом внутреннего контроля развития образовательной организации, образовательной деятельности и самообследованием качества функционирования, а также использованием в управлении качеством иных методов, средств, приемов т.е. тех, которые отличаются от педагогических методов, имеют более широкий спектр применения, иное назначение.
- Сочетание в управление жестких программно-целевых основ работы и управления и принципами рефлексивного управления. Здесь, требуется нахождение золотой середины между тотальным контролем и предоставлением свободы в деятельности образовательной организации. Оценка качества образования должна носить независимый характер, а также, должен сохраняться баланс между внешним и внутренним аудитом деятельности образовательного учреждения.
- Выбор оптимальных критериев оценки качества предоставляемых образовательных услуг, на которые следует ориентироваться при управлении качеством образования. критерии должны носить как нормативный, так и ситуационный характер. Соблюдение нормативов необходимо. Иначе может возникнуть проблема разработки неадекватных образовательных маршрутов, путей развития. При этом, творческий подход к деятельности должен быть сохранен и активно реализован.