Ознакомление с природой как фактор умственного развития детей
Умственное развитие – это совокупность количественных и качественных изменений, которые происходят в мыслительных процессах в связи со взрослением человека и под влиянием окружающей его среды, а также посредством специально организованных обучающих и воспитательных воздействий, и личного жизненного опыта.
Одним из наиболее сильных факторов, оказывающим большое влияние на интеллектуальную активность детей, является окружающая природа. Именно поэтому очень важно организовывать такую познавательную деятельность, в процессе которой воспитание познавательных интересов детей будет осуществляться через взаимодействие с природой.
Начальной ступенью умственной деятельности ребенка являются восприятия и ощущения. Процессы формирования и совершенствования восприятия и ощущений относятся к сенсорному воспитанию и составляют неотъемлемую часть любого вида детской деятельности.
Умственное развитие ребенка находится во взаимосвязи с развитием речи и мышления. В свою очередь речь и мышления ребенка взаимосвязаны. Углубление и совершенствование мышления оказывает влияние на словесное оформление речи. И наоборот, чем четче и внятнее речь ребенка, тем более понятной будет у него высказанная речь.
Для развития речи и мышления ребенку необходим чувственный опыт, который он получает в процессе взаимодействия с окружающей его природой.
Природа окружает каждого ребенка с самих ранних лет, она является естественным источником чувственных восприятий, а познание разнообразных природных явлений способствует активному развитию речи и мышления. Именно поэтому очень важно с самых ранних этапов развития ребенка, знакомить его с природой, используя разнообразные методы, средства и приемы.
Основные методы ознакомления с природой, направленные на умственное развитие детей
Как показывает практика, наиболее доступным и привлекательным для детей является метод наблюдения. Первые наблюдения можно организовывать у детей в возрасте 3-4 лет. Ребенок совместно со взрослым наблюдает за изменениями температуры, за осадками, природными явлениями. При этом очень важно констатировать факты, удерживать внимание ребенка на нужном явлении, например, указать, что снег падает хлопьями и красиво ложится на землю.
Организуя наблюдения в природе, следует в первую очередь учитывать возрастные возможности детей, а также их индивидуальные особенности, например, детям младшего дошкольного возраста сложно удержать внимание, сосредоточиться на чем-то одном. Поэтому целесообразнее детей организовать в небольшие группы, так будет удобнее работать и воспитателю и результативность наблюдения будет значительнее выше.
Помимо непосредственного наблюдения в природе, с целью умственного развития детей используются дидактические, творческие и подвижные игры, в которых дети знакомятся с природными явлениями и предметами.
Дидактические игры направлены на уточнение, закрепление и расширение представлений о природе и природных явлениях. Большинство игр учат детей обобщать и классифицировать, способствуют развитию мышления, памяти, внимания, речи, наблюдательности, а также учат применять собственные знания на практике, активизируют разнообразные умственные процессы.
С целью ознакомления детей с природой используют, предметные, настольно-печатные и словесные дидактические игры.
Предметные дидактические игры – это игры с использованием природного материала (семена, цветы, листья, фрукты, овощи и т.д.). К настольно-печатным играм относятся «Зоологическое лото», «Ягоды и фрукты», «Ботаническое лото» и т.д. Словесные дидактические игры не требуют дополнительного оборудования, проводятся с целью закрепления знаний о природе («Кто летает, прыгает, бегает», «В воздухе, в воде, на земле» и т.п.).
Дидактические игры, вне зависимости от вида способствуют развитию у детей сообразительности, внимания, быстроты реакции, связной речи и т.д. Все это способствует успешности умственного развития детей.
Помимо дидактических игр, в работе с детьми по ознакомлению с природой используются разнообразные игровые упражнения, направленные на усвоение свойств природных предметов. Игровая форма упражнений придает им занимательность, а обучение происходит через игровые действия и правила. Например, могут использоваться такие игровые упражнения как «Узнай на вкус», «Принеси зеленый лист», «Найди цветочку пару» и т.д.
Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием животным, показу их повадок, образу жизни, отражению явлений неживой природы. Играя, дети подражают животным, имитируют звуки, а положительный настрой способствует повышению интереса к природе.
Следующий вид игр природоведческого характера – это творческие игры. Творческие игры могут быть использованы как самостоятельное средство ознакомления с природой, так и как вспомогательное в рамках экскурсий, повседневной жизни, трудовой деятельности и т.д.
Самостоятельный характер творческих игр отводит воспитателю роль наблюдателя и руководителя. Его задачей является установление уровня владения детьми знаний о природе, что необходимо уточнить или расширить. Кроме того, воспитатель следит за тем, как дети умеют применять свои знания о природе в практической деятельности.
Обогащая творческие сюжетно-ролевые игры природоведческого содержания, воспитатель расширяет и углубляет знания детей о труде взрослых на экскурсиях, прогулках, показывая фильмы, презентации, читая книги.
Таким образом, важнейшим средством умственного воспитания ребенка является окружающая природа. Она постепенно привлекает его внимание, заставляет включать в процесс наблюдения различные органы чувств, а значит, активизирует начальные моменты познания - ощущение и восприятие.