Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Обучение в ДОУ через наблюдение за природой

Сущность наблюдения как метода и как деятельности дошкольника

Существуют три точки зрения на определение сущности деятельности наблюдения:

  1. наблюдение в педагогике и психологии – это процесс целенаправленного, планомерного и относительного длительного восприятия человеком предметов и явлений окружающего мира.
  2. Наблюдение по мнению Рубинштейна С.Л. и Теплова Б.М. – это «думающее восприятие», а стадии развития наблюдения – это ступени осмысления наблюдаемых процессов (т. е. в этом случае акцент смещен с сенсорной основы наблюдения на интеллектуальные процессы).
  3. Ананьев Б.Г. считал, что наблюдение – это сложная психическая деятельность, в которой мышление, речь и восприятие переплетены в единый и целостный акт умственной работы.

Развитие наблюдения и наблюдательности у дошкольников в педагогике всегда считалось важнейшей задачей умственного воспитания.

В современной психологии и педагогике наблюдение рассматривают в разных аспектах:

  • в качестве одного из психических процессов;
  • в качестве одного из видов познавательной деятельности;
  • в качестве одного из методов обучения.

Наблюдательность, в отличие от наблюдения как деятельности и как метода, может рассматриваться как качество ума или личности ребенка в целом.

Все обозначенные аспекты имею место быть, но наблюдение не может быть рассмотрено в качестве метода обучения без понимания сущности наблюдения как деятельности.

Определение 1

Наблюдение как деятельность – это продукт длительного развития в ходе воспитания и обучения, который начинает формироваться уже в дошкольном возрасте.

В процессе проведения исследований Логиновой В., Матвеевой А. и Саморуковой П. были определены основные линии развития наблюдения на стадии дошкольного возраста:

с развитием наблюдения изменяется отношение включенных в деятельность наблюдения сенсорных и интеллектуальных процессов.

«Обучение в ДОУ через наблюдение за природой» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

На ранних стадиях развития ведущая роль отдана сенсорным процессам – разным видам восприятия. Его результат – накопление образов, то есть представлений о предметах, и явлений – представлений о внешнем виде растений и животных.

С развитием наблюдения идет усиление и значения интеллектуальных процессов – памяти, мышления, воображения, речи. В результате ребенок может наблюдать за изменениями предмета и устанавливать причины этих изменений. Также на основании ранее полученных представлений, он может воссоздавать целостную картину и определять состояние предмета по воспринимаемой части или свойству. Например, по следам на снегу ребенок может определить, кто здесь прошел или проехал, или по цвету песка определить степень его влажности.

Цель и задачи наблюдения

Деятельность наблюдения, как и любой другой вид деятельности начинается постановкой и принятием цели и задач. На первых этапах развития наблюдения, дети еще не могут самостоятельно ставить задачи. Поэтому их вносит педагог и дети их воспринимают. Легче всего это принимается детьми, если цель связана с продуктивной деятельностью. Затем у детей развивается умение принимать познавательную задачу без ее связи с продуктивной деятельностью. Вместе с этим отмечается развитие у детей умения самостоятельно формулировать задачу наблюдения, сначала в рамках деятельности, а затем и в качестве самостоятельной познавательной задачи.

Отбор непосредственных способов обследования определяется, с одной сторон, задачей наблюдения, а с другой – характером наблюдаемого природного объекта. В одном случае наблюдения ограничены лишь зрительным восприятием, а с другой – требует взаимодействия с предметом – погладить, послушать звуки, которые он издает, попробовать на вкус и пр.

Овладение разными рациональными способами восприятия – проявление развития деятельности наблюдения.

Итог наблюдения, как результата деятельности, может быть выражен:

  • продуктом деятельности – рисунком, поделкой, либо подбором материала для нее;
  • формой выбора способа действия с предметом;
  • новым заданием в разных его формах – отчетливыми образами представлений, суждений, а также формами элементарных понятий.

Мотивами деятельности наблюдения в дошкольном возрасте выступают:

  • стремление достичь результат продуктивной деятельности;
  • познавательной отношение ребенка к окружающему миру.

Наблюдение, таким образом, - сложная познавательная деятельность, в связи с чем, задача развития наблюдения должна быть одной из наиболее важных в умственном воспитании.

Наблюдение как метод

Определение 2

Как метод наблюдение – это специально организованный педагогом процесс целенаправленного, длительного и планомерного, активного познания детьми объектов и явлений природы.

При ознакомлении детей дошкольного возраста с природой и в экологическом воспитании, метод наблюдения – ведущий.

Значение наблюдения:

  • позволяет включить различные органы чувств и обеспечивает более полное и конкретное формирование знаний;
  • основной запас накопленных в результате наблюдения знаний – это представления, то есть образы объектов и явлений, которые он ранее воспринимал. Чем более яркими и конкретными будут представления, тем легче будет ребенку использовать их в своей практической деятельности;
  • благодаря наблюдению можно показать детям природу в естественных ее условиях и во всем многообразии, в простейших и наглядно представленных взаимосвязях;
  • при систематическом использовании метода наблюдения при ознакомлении детей с природой, дети приучаются приглядываться, помечать особенности, что развивает у них наблюдательность, то есть помогает решить одну из важных задач умственного воспитания;
  • наблюдение – практически неисчерпаемый источник эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на детей;
  • в процессе наблюдения дети усваивают разные знания, касающиеся свойств и качеств, структуры и внешнего строения, причин изменений и развития объектов, а также сезонных явлений.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 17.11.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot