Тьюторское сопровождение – это педагогическая деятельность, направленная на реализацию индивидуального подхода в обучении, разработку индивидуального образовательного маршрута для каждого учащегося и удовлетворение его образовательных потребностей.
Тьюторское сопровождение ориентировано на индивидуальную работу с учащимися, оно позволяет реализовать поддержку каждого учащегося в удовлетворении его образовательных потребностей и решении разнообразных образовательных задач.
Тьюторское сопровождение активно внедряется в педагогическую практику. Оно реализуется как в общеобразовательных школах, так и в учреждениях коррекционного типа. Оно требует от педагога наличия психологического образования и навыков работы с детьми с разными образовательными потребностями.
Направления тьюторской деятельности в столичных школах
Практика внедрения тьюторов в образовательный процесс учебных заведений прослеживается в учебных заведениях Москвы.
В современных школах столицы наблюдаются следующие направления тьюторской деятельности:
- Проведение анализа образовательных программ. Проводится оценка программ, их соответствие стандартам и уровню развития учащихся разных возрастных групп.
- Организация постановки индивидуальных образовательных целей и задач для каждого учащегося.
- Развитие у учащихся навыков планирования самостоятельной образовательной деятельности, работы по разным направлениям.
- Организация внеурочной деятельности учащихся по индивидуальным программам.
- Косвенное воспитательное и образовательное воздействие на учащегося. Тьютор реализует свою работу на основании формирования у учащихся навыков самостоятельной деятельности. им не используются методы прямого воздействия, а используются методы мотивации к обучению и развитию.
- Оказание помощи учащимся в различных проблемных ситуациях, возникающих в ходе учебного процесса.
- Стимулирование познавательной активности учащихся и занятиями разными видами и направлениями деятельности.
- Организация продуктивного коррекционного обучения.
Тьюторская деятельность, применяемая в столичных школах, реализуется на основании использования технологий проектного обучения, портфолио, проведения групповых и индивидуальных консультаций с учащимися и их родителями, проведение психологических тренингов и иных технологий, способствующих разработке индивидуального образовательного маршрута.
Организация тьюторского сопровождения в школах основана на следующей последовательности действий:
- Диагностирование уровня развития учащихся, выявление особых образовательных потребностей.
- Составление плана работы с отдельными учащимися или группами и его представление на утверждение руководству.
- Сопровождение образовательного процесса учащихся по индивидуальному курсу.
- Проведение ежедневного контроля за посещаемостью и успеваемостью учащихся.
- Еженедельная проверка освоения учащимися индивидуальных образовательных программ, успехов и достижений.
- Формирование портфолио учащихся.
- Контроль итогов успеваемости за учебный год и внесение поправок в программу.
- Предоставление руководству отчетной документации о проделанной работе, сопровождении и успехах учащихся.
Как правило, практика тьюторского сопровождения, находит активное использование в инклюзивном образовании, т.е. в таком образовании, которое не разделяет обучение детей с нормальным развитием и детей с особыми образовательными потребностями.
Тьюторское сопровождение в инклюзивных школах Москвы
Использование тьюторов в инклюзивном образовании имеет важное значение в реализации принципов данного образования. Тьютор является не только и не столько педагогом, сколько психологом и наставником. Он помогает учащимся найти свое место в образовательном процессе, удовлетворить особые образовательные потребности, приспособиться к коллективу сверстников и выбрать свой путь развития.
Тьюторское сопровождение в инклюзивном образовании ориентировано на:
- Формирование доступной образовательной среды для детей с отклонениями в развитии;
- Приспособление образовательного процесса к различным нуждам и потребностям учащихся;
- Созданию развивающего образовательного пространства в учебном заведении;
- Самореализацию и самоутверждение каждого учащегося.
В школах столицы, работающих по инклюзивному сценарию, тьюторское сопровождение предполагает реализацию адаптированной образовательной программы, а также внедрение специальной развивающей коррекционной линии, учитывающей особенности развития и потенциал учащегося с ОВЗ.
Тьютор реализует сопровождение образовательного процесса учащихся по индивидуальным программам, контролирует его итоги и вносит поправки. Также, он осуществляет сопровождение воспитательного процесса детей с ОВЗ, помогая им адаптироваться к условиям учебного заведения, сформировать коммуникативное взаимодействие с одноклассниками, комфортную психологическую обстановку в коллективе учащихся.
Тьюторское сопровождение необходимо для включения учащегося в образовательное пространство учебного заведения и создания благоприятных условий для его обучения и развития, несмотря на имеющиеся отклонения.
Тьюторы организуют взаимодействие с родителями воспитанников, помогая им выстроить свою воспитательную линию в отношении ребенка с ОВЗ, построить его индивидуальный образовательный маршрут и скорректировать его при необходимости.
Роль тьюторского сопровождения в инклюзивных школах огромна. Тьюторы помогают создать оптимальную образовательную и развивающую среду для учащихся с ограниченными возможностями и вывести их на новый уровень развития. Дети получают возможность погрузиться в социальную среду и найти свое место в ней, взаимодействовать с другими учащимися. Тьюторы помогают в решении различных затруднений психологической адаптации ребенка, а также оказывают помощь в решении разных проблем учебного характера.