Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Сухомлинский о воспитании в системе

Замечание 1

Василий Александрович Сухомлинский создал одну из самых знаменитых систем воспитания, основной которой стала его многолетняя работа с детьми. Особенность системы воспитания В.А. Сухомлинского – это гуманность, разносторонность и внутренняя смысловая ценность.

Методы воспитания в системе В. А. Сухомлинского

Методы воспитания в системе В.А. Сухомлинского основаны на таких аспектах как гуманность и результативность.

По мнению В.А. Сухомлинского, воспитание не должно быть основано на насилии или применении силы в отношении ребенка, так как такое воспитание не приводит к желаемому результату. Не бывает не послушных детей, даже к самому сложному ребенку можно найти подход без применения силы. В том случае, если педагог бессилен, то это говорит о его непрофессионализме и неверно организованном воспитательном процессе.

Неприемлемость применения наказания в работе с детьми обусловлена тем, что само наказание противоречит цели воспитания, так как нарушает гармонию и душевное благополучие ребенка.

В.А. Сухомлинский считал, что проступок ребенка, за которым последовало наказание, не будет им осмыслен и проанализирован, так как основные чувства и мысли ребенка будут сконцентрированы на наказании, которое принесло ему физические и душевные страдания. Кроме того, любое наказание порождает у ребенка страх, который накладывает отпечаток на всю дальнейшую жизнь.

Основным видом поощрения и наказания должна быть оценка. Понятие оценки различно для дошкольников и школьников. В школе – это отметки, у дошкольников – это использование разнообразных значков, которые дети получают за выполненное задание (например, высшая оценка – звездочка, далее флажок, кружок и т.д.). Однако оценка не должна нести в себе негатив и быть своеобразным мерилом способностей между детьми. Оценка – это отражение достижений ребенка. Сухомлинский был противником отрицательных оценок, как одного из видов наказания. По его мнению, отрицательные оценки значительно снижают стимул и желание ребенка учиться.

«Сухомлинский о воспитании в системе» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Альтернативой наказания, по мнению В.А. Сухомлинского, должны быть методы воспитания и обучения, основанные на эмоциях. То есть процесс воспитания должен быть эмоционально окрашенным, тем самым он становится интересным и привлекательным для ребенка.

Вторым важным аспектом методики воспитания является его результативность.

Для того, чтобы процесс воспитания был результативным, он в первую очередь должен быть интересным и увлекательным для ребенка.

Основной потребностью ребенка является удовлетворение его познавательной активности. Именно ее педагог должен стимулировать и поддерживать на должном уровне. Педагог должен так излагать учебный материал, чтобы «зажечь» детский интерес к его познанию, чтобы у ребенка заработало мышление и возникло желание задавать дополнительные и уточняющие вопросы, искать вместе пути решения задач и проблем.

Помимо познавательного интереса необходимо обратить внимание на поддержание и развитие познавательных потребностей ребенка. Познавательные потребности ребенка зависят от возраста ребенка, его гендерных особенностей, умственного развития и т.д. Результативность воспитательного процесса во многом зависит от учета данных особенностей. Воспитание достигает своей цели в том случае, если педагогом поощряются конструктивные потребности и накладывается определенный запрет на деструктивные желания.

Замечание 2

Таким образом, методы воспитания в концепции В.А. Сухомлинского отличаются высокой гуманностью и результативностью. Отсутствие наказаний, вознаграждение и развитие положительных качеств ребенка, мудрое наложение запрета на удовлетворение деструктивных потребностей – все это способствует эффективному и безболезненному формированию активной, позитивной и зрелой личности.

Средства воспитания в концепции В. А. Сухомлинского

Система воспитания, разработанная и предложенная В.А. Сухомлинским, реализуется за счет ряда средств, объединенных между собой по направленности и смыслу:

  1. Основное средство воспитания – слово. Именно словом, педагог может воздействовать на ребенка. Исходя из этого, главным профессиональным умением воспитателя должно быть умение говорить.
  2. Авторитет педагога. Большое значение для воспитания имеет личность педагога, его авторитет перед детьми. Дети должны любить и уважать своего воспитателя. Для этого педагог должен быть в первую очередь открытым для детей, искренним в процессе общения с ними. Если же педагог работает с подростками, то он еще и должен показать им свою силу воли, так как подростки не переносят безвольных и пустых людей.
  3. Понимание индивидуальности ребенка. Для того, чтобы воспитатель мог оказывать необходимо воспитательное влияние на ребенка он должен знать и понимать его индивидуальность. Индивидуальный подход к каждому ребенку – это основной аспект гуманизации воспитания. Именно гуманность и справедливость, по отношению к ребенку, необходимы для понимания его внутреннего мира.
  4. Доверие воспитателя к ребенку. По мнению В.А. Сухомлинского, доверие к ребенку является одним из главных средств реализации методов воспитания. Оптимальную атмосферу воспитательного процесса создает взаимное доверие между воспитателем и ребенком. Доверие сделает процесс общения эмоционально насыщенным, глубоким и плодотворным как для воспитателя, так и для ребенка.

Основные явления, которые оказывают на процесс воспитания наибольшее благоприятное влияние, В.А. Сухомлинский выделял:

  • Здоровье. Только здоровый и жизнерадостный ребенок способен воспринимать воспитательный процесс и принимать в нем активное участие.
  • Красота. Именно красота является источником нравственности и душевного обогащения ребенка. Ребенок, который умеет видеть и чувствовать красоту, будет стремиться к душевной красоте в самом себе.
  • Труд. Большое внимание уделял воспитанию трудом и развитию такого качества как трудолюбие. Воспитание трудом должно осуществляться систематически, только в этом случае можно воспитать трудолюбивого человека, который уважает и ценит не только свой труд, но и труд других людей.
Замечание 3

Таким образом, система воспитания В. А. Сухомлинского содержит широкий спектр методов и средств, которые гармонично сочетаются между собой. Все эти методы и средства воспитания объединены гуманным отношением к каждому ребенку, которое при внимательном рассмотрении оказывается единственно возможным для эффективного воспитания адекватной и гармоничной личности.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 13.12.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot