Современное общество и его образовательная сфера находятся в стадии непрерывного развития, обусловленного постоянно меняющимися условиями развития общества.
Главным звеном реформирования образования выступает педагог. Он должен демонстрировать учащимися навыки приспособления к постоянно меняющимся условиям социально-экономического пространства, а следовательно, основным его качеством становится умение учиться т. е. получать знания и навыки самостоятельно, расширять и развивать их, не останавливаться на достигнутом.
Меняется общество, меняется образовательная система, меняется образовательное пространство и, потому, возникает необходимость выдвижения новых требований в отношении квалификации педагога. Это означает, что:
- Выдвигаются новые требования к уровню профессиональной подготовки педагога.
- Выдвигаются новые требования к личностным свойствам педагога.
- Выдвигаются новые требования к творческому развитию педагога и уровню его мастерства.
- Создаются дополнительные функциональные обязанности педагога, которые ему необходимо исполнять в своей профессиональной деятельности.
- Устраняется тотальный контроль т регламент деятельности педагога.
- Активизируется нестандартность мышления и развивается стремление к нестандартным трудовым действиям.
- Основным условием профессионального развития педагога становится самостоятельность в принятии решений и несение ответственности за них.
Требования к педагогу и его профессиональной деятельности не могут быть выше того, что ему дается в ходе обучения. В этой связи, требуется введение нового профессионального стандарта педагога, который предполагает изменение требований к его обучению, мотивирование к его непрерывному профессиональному росту, изменение в оценке труда педагога и изменение в подходах к организации профессионального обучения педагога и повышения его квалификации.
Содержание профессионального стандарта работы педагога
Профессиональный стандарт работы педагога включает в себя ряд требований, которые можно сгруппировать по следующим направлениям:
- Требования к образованию педагога. Они включают в себя: необходимость наличия у педагога высшего образования, его эффективного применения в практической педагогической работе, наличие навыков планирования и прогнозирования своей рабочей деятельности, использование мастерства, нестандартного мышления, творческого подхода к организации учебного процесса, владение современными методами и приемами обучения, ИКТ-технологиями, желание и стремление к постоянному обучению и совершенствованию своих знаний и навыков.
- Требования к навыкам воспитательной деятельности педагога. Педагогу необходимо владеть способами и методами воспитательной работы с разными возрастными категориями учащихся, применять их на практике, уметь создавать безопасное образовательное пространство и контролировать его сохранность, строить систему продуктивного коммуникативного взаимодействия с учащимися, оказывать им помощь и поддержку, формировать в коллективе благоприятную атмосферу для развития каждого учащегося.
- Личностные качества и профессиональные компетенции педагога. Педагогу необходимо умение строить сотруднические взаимоотношения с учащимися, их родителями, педагогическим коллективом, руководством образовательного учреждения и сторонними организациями и гражданами, чья деятельность затрагивает обучение и развитие детей. педагог должен обладать всеми нравственными свойствами и общей культурой, уметь строить коммуникативное взаимодействие с детьми, быть отзывчивым, милосердным, добродушным, толерантным, обладать гибким умом и эмоциональным чутьем. Педагогу требуется формировать программы индивидуальной работы с отдельными учащимися, исходя из их потребностей и особенностей развития, использовать различные образовательные подходы, приемы и технологии в своей работе. Обязательно наличие педагогического такта и этических навыков общения, профессиональной культуры и профессионального самосознания.
Эти направления являются основными. Существуют еще отдельные требования к педагогам, реализующим дошкольное и начальное школьное образование, а также к методам оценки качества и эффективности их деятельности.
Квалификационная характеристика педагога
Квалификационная характеристика педагога – это совокупность требований, предъявляемых к его теоретическому и практическому опыту.
Квалификационная характеристика педагога включает в себя три основных раздела:
- Должностные обязанности педагога. В них отражаются сведения о том, каким образом должно быть реализовано обучение и воспитание учащихся, каким условиям оно должно отвечать, как педагог должен выполнять те или иные направления деятельности, чтобы способствовать личностному развитию каждого учащегося, раскрытию его творческого потенциала. Учебная деятельность педагога должна опираться на планы и прогнозы, соответствовать ФГОС и правилам внутреннего регламента учебного учреждения. Педагогу необходимо оценивать свою деятельность, вносить в нее поправки. Кроме того, следует разрабатывать предложения по совершенствованию образовательного процесса, внедрению нового опыта его организации, направлений и форм деятельности, основываясь на личном опыте, опыте других педагогов, исследовательской деятельности.
- Знания педагога. Педагог должен обладать системой знаний о развитии образовательной системы страны, законах и правилах ее функционирования, обладать знаниями в области возрастной психологии, научно-методических и организационных направлениях осуществления педагогического процесса, варианты. Методы, приемы, формы организации учебно-воспитательного процесса, владеть методами управления образованием, способами построения коммуникативных связей со всеми участниками образовательного процесса, владеть современными методиками и технологиями преподавания, знаниями в области своей дисциплины и общепедагогическими знаниями. Кроме того, современному педагогу необходимо владеть навыками применения информационных ресурсов в образовательной сфере, творческой реализации стандартных направлений педагогической деятельности.
- Требования к квалификации педагога. Педагогу необходимо получить высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование, в зависимости от занимаемой им должности. Кроме того, современному педагогу необходимо постоянно развиваться и совершенствовать свои знания и навыки по программам дополнительного образования, квалификационной подготовки и переподготовки педагогов, а также самостоятельно развиваться и расширять свой кругозор.