Требования Государственного образовательного стандарта к подготовке специалиста
Государственный образовательный стандарт предъявляет следующие требования к специалисту:
- Осознание будущим специалистом социальной и личностной значимости педагогической профессии. Осознание приходит при формировании целостного представления о системе образования как особой социокультурной практике, направленной на передачу знаний, умений, навыков и жизненного опыта от одного поколения к другому.
- Наличие у педагога (будущего педагога) научно-гуманистического мировоззрения, включающего в себя знания об основных закономерностях развития общества и окружающей природы.
- Владение знаниями и представлениями о человеке как духовном существе, личности и индивидуальности.
- Владение этическими и правовыми нормами, регулирующими отношения между людьми, людьми и окружающей средой. Умение использовать и учитывать данные нормы, при организации социальных проектов и работы с учащимися.
- Владение знаниями о принципах и закономерностях образовательного процесса, использование их при осуществлении профессиональной деятельности.
- Владение знаниями о взаимосвязи психического, физического и социального здоровья человека и общества.
- Владение формами и методами научного познания, знание о принципах их эволюции.
- Владение профессиональными терминами, знание особенностей профессиональной речи, умение точно и корректно излагать собственные мысли, аргументировано отстаивать свою точку зрения, понятно и доступно представлять учебную и научную информацию учащимся.
- Знание о концептуальных основах и принципах экологического обучения, умение и опыт реализации их в своей профессиональной деятельности.
- Полноценное владение современными и актуальными методами поиска, систематизации и анализа необходимой информации, ее последующая обработка и адаптация для представления учащимся (воспитанникам).
- Умение при необходимости осваивать и внедрять в образовательный процесс инновационные методы и технологии работы с детьми.
- Владение организационно-деятельностными умениями и навыками, необходимыми для осуществления рефлексии собственной деятельности, направленной на совершенствование профессиональных знаний и умений.
- Умение правильно выстраивать взаимоотношения с детьми, их родителями, коллегами и администрацией учебного заведения.
- Наличие навыков педагогического общения, культуры мышления и речи.
- Необходимая психологическая готовность к работе с детьми.
Требования Государственного образовательного стандарта к обязательному минимуму содержания высшего педагогического образования
Требования Государственного образовательного стандарта к обязательному минимуму содержания высшего педагогического образования представлены тремя блоками:
- Общекультурный блок – направлен на обеспечение развития культурного мировоззрения каждого педагога, создание эффективных условий для его жизненного и профессионального самоопределения, а также для овладения необходимыми навыками в области практической педагогики.
- Психолого-педагогический блок – направлен на осуществление развития педагогического самосознания учителей, формирование у них педагогической самостоятельности и творческой индивидуальности.
- Предметный блок - направлен на освоение педагогами логики развертывания содержания конкретной научной системы, как составляющей части общечеловеческой культуры и среды развития личности обучающихся.
Таким образом, образовательный минимум включает в себя развитие личностной и профессиональной сферы будущих педагогов, а так же направлен на формирование потребности в самосовершенствовании уже состоявшихся педагогов.
Требования Государственного образовательного стандарта к содержанию обучения педагогике
Процесс обучения педагогической профессии предусматривает усвоение определенных знаний, умений и навыков, необходимых для успешного осуществления педагогической деятельности.
Основой педагогической деятельности являются:
- Целеполагание
- Умение правильно подобрать эффективные методы и средства обучения, исходя из поставленной педагогической цели
- Установление созависимости цели обучения и выбранных методов
- Оснащение всех этапов педагогического процесса
В настоящее время в профессиональных учебных заведениях, занимающихся подготовкой будущих педагогов, обязательными к изучению являются следующие дисциплины.
Введение в педагогическую деятельность и профессию.
Цель изучения: расширение представления о педагогической деятельности, становление первоначальных основ профессиональной культуры.
Теоретическая и практическая педагогика.
Цель: освоение актуальных воспитательных и дидактических педагогических технологий.
История становления и развития педагогической мысли.
Цель: изучение сущности культурного и исторического характера воспитательно-образовательного процесса посредством ознакомления с ведущими педагогическими учениями прошлого и современности.
Сравнительная педагогика.
Цель: ознакомление с системами воспитания и обучения, реализуемыми в различных странах, сравнение теоретических концепций образования.
Этнопедагогика.
Цель: ознакомление с этническими особенностями воспитательно-образовательного процесса и практикой воспитания.
Коррекционная и социальная педагогика.
Цель: изучение психофизиологических особенностей развития детей с физическими и психическими недостатками, пути и средства компенсации различного рода дефектов в умственном и физическом развитии.
Таким образом, выше перечислены фундаментальные научные дисциплины, которые обязательны для изучения при подготовке будущих педагогов. Однако данный перечень не окончательный, он дополняется рядом иных педагогических дисциплин, которые необходимы для получения специальных педагогических знаний и расширения кругозора.