Семья как социальный институт
Семья – это социальный институт, фундамент социального устройства, ячейка общества, характеризующаяся добровольным союзом, брачными узами, совместным бытом и жизнедеятельностью, репродуктивной функцией.
Поскольку, семья является социальным институтом, то она выполняет ряд важных социальных функций. К ним относятся:
- Репродуктивная функция. она связана с воспроизводством населения. Люди, вступившие в брак стремятся к рождению и воспитанию детей, передачу им социального опыта своих предков и формирования полноценной социальной личности.
- Воспитательная функция. Семье принадлежит ведущая роль в воспитании подрастающего поколения. От семейного воспитания, во многом, зависит полноценное развитие личности ребенка, его социальное становление.
- Хозяйственная функция. Семья является сферой хозяйственных взаимоотношений, возникающих, как внутри семьи, так и при ее взаимодействии с социальным пространством. В семье реализуется приготовление пищи, уборка, готовка, продукты приобретаются в магазинах, семья оплачивает счета за коммунальные услуги, взаимодействует с системой образования, правовыми органами и т.д.
- Досуговая функция. Она выражается в том, что каждый член семьи проводит свое свободное время с семьей, общаясь и взаимодействуя с ее членами, организуя совместные прогулки, поездки, проведение домашнего досуга.
- Экономическая функция. Она выражается в поддержании материального благополучия всех членов семьи: поддержка стариков, содержание детей, оказание помощи друг другу в материальном обеспечении.
- Функция социального контроля. Она заключается в регуляции и координации поведения детей родителями, а также ответственности всех членов семьи друг за друга.
- Статусная функция. Она предполагает наличие у семьи определенного статуса. Он отражает ее социальное положение.
- Эмоциональная функция. Ее роль состоит в создании условий для положительного эмоционального развития всех членов семьи, создание комфортной психологической атмосферы.
Типы семей
Существует большое количество разнообразных семей. Их типовые характеристики обуславливают особенности выполнения ими своей функциональной роли. От типа семьи зависит реализация ею семейного воспитания, а следовательно, он определяет особенности развития подрастающего поколения.
Семьи группируются по следующим основаниям:
По составу. Состав семьи предполагает ее отнесение к неполному типу и полноценному типу. Неполная семья состоит из одного родителя, который занимается воспитанием, имеющихся детей. Полная семья включает в себя обоих родителей и их детей, если они имеются. Также, в данной группе выделяют смешанные семьи т.е. семьи, которые создаются повторно: у одного или у обоих родителей уже имеются дети от другого/их браков.
По положению супругов и равенству отношений. В данном случае выделяют:
- Патриархальные семьи – главенство мужа в семье и его решающее слово при принятии решений;
- Матриархальные семьи - главенство супруги, ее власть и авторитет;
- Эгалитарные семьи – равноправие супругов, как партнеров: совместное принятие решений, ситуативное распределение ведущих ролей и власти.
По структуре. Семьи разделяются в зависимости от их устройства и количественных характеристик родственных связей внутри одной семьи. Так, семьи могут быть нуклеарными – состоящими из родителей и детей, расширенными – родители, дети и предыдущие поколения, а также родственники: бабушки, дедушки, тети, дяди. К данной группе относятся еще и полные семьи – родители и ребенок, неполные семьи – родители без детей, а также составные – родители и несколько детей.
По количеству детей. в зависимости от количества детей в семье выделяют: бездетные семьи – отсутствие детей, малодетные – один или два ребенка в семьи и многодетные - трое и более детей у одних родителей.
Семья обладает огромным воспитательным потенциалом. Это обусловлено непрерывностью семейного воспитания, устойчивым характером воспитательного воздействия и опорой семейного воспитания на эмоциональную сферу личности.
Стили семейного воспитания и их воздействие на развитие детской личности
В современном обществе можно выделить несколько стилей семейного воспитания, которые оказывают разное воздействие на формирование личности ребенка. К ним относятся:
- Кумир семьи. Ребенок воспитывается на основе вседозволенности. Происходит удовлетворение всех его прихотей, тогда как, запреты ему неведомы. Это приводит к развитию эгоистичной личности и формированию у него неадекватной (как правило, завышенной) самооценки.
- Стиль «золушка». Он основан на воспитании золушки из одноименной сказки: ругань, наказания, принуждения. Эмоциональное развитие ребенка не осуществляется родителями. Он выполняет их приказы и получает наказания за любые проступки и нарушения правил. Это приводит к формированию агрессивного поведения и заниженной самооценки.
- Гиперопека. Данный стиль основан на активном участие родителя в жизнедеятельности ребенка: за него выполняется все, принимаются решения. Ребенок не сталкивается ни с какими сложностями, а соответственно умение преодолевать трудности и брать на себя ответственность не формируется.
- Гипоопека. Основана на предоставлении ребенку полной самостоятельности и бесконтрольности поведения. Ребенок осваивает устройство общества из интернета или из уличного общения. Это может привести к формированию неадекватных представлений о «хорошем» и «плохом», «добром» и «злом», «правильном» и «неправильном». В таком случае, ребенок оказывается неспособным ставить цели и достигать их.
- Непоследовательность воспитания. Такое воспитание связано с нарушением родителями последовательности своих действий и поступков: наказания не доводятся до конца, поощрение резко сменяется запретами и т.д. Кроме того, родители придерживаются разных тактик воспитания и направлений деятельности. Это формирует неустойчивую личность, сталкивающуюся со сложностями принятия решений, построения взаимоотношений с другими людьми.
- Авторитарный стиль. Он основан на авторитете родителей, когда ребенку не дается право голоса, свобода действий. Это приводит к развитию замкнутой, агрессивной личности, неспособной к здоровому коммуникативному общению в социуме.
- Демократический стиль. Он основывается на сочетании родителями свободы действий и выбора ребенка и контроле родителями за его поведением. Родители стремятся дать ребенку самостоятельный выбор своей деятельности, поощряют развитие его интересов. При этом, они контролируют нравственность его поступков и учат социальному взаимодействию. Такие дети, как правило, вырастают активными и самостоятельными личностями, способными к дальнейшему развитию и саморазвитию.