Сущность и особенности методики проблемного обучения
Проблемное обучение – это методика осуществления учебно-воспитательного процесса путем постановки проблемных ситуаций и поиска учащимися вариантов и путей их оптимального разрешения.
Основным понятием проблемного обучения является проблемная ситуация.
Проблемная ситуация – это определенная сложность, затруднение, носящее интеллектуальный характер и связанное с невозможностью учащимся дать обоснованную характеристику того или иного процесса, объекта или явления, а также требующая поиска нового приема и метода достижения, поставленных целей и задач образования.
Постановка проблемных ситуаций является основной образовательной методикой. Она развивает навыки самостоятельной деятельности учащихся, проявляющиеся в принятии ими целесообразных и осознанных решений по достижению целей и задач образования. Учащиеся развивают навыки совместного с педагогом разрешения проблемных вопросов и ситуаций, развивая познавательные навыки, творческое мышление и экспериментальную деятельность.
Проблемное обучение нацелено на формирование определенной системы научных теоретических и практических знаний и достижение высокой степени учащихся, навыков самообучения и саморазвития.
Рисунок 1. Проблемное обучение. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Проблемное обучение базируется на активной поисковой деятельности учащихся при решении разнородных воспитательных и образовательных задач. Методика обучения применяет комплексные научные концепции психологии и педагогики. Мыслительные процессы связываются с процессами познания, его качеством и уровнем развития.
Методика проблемного обучения строится таким образом, что его характер и организация учебно-воспитательной деятельности видоизменяется, преображается и приобретает творческую ориентацию. Обучение становится ориентированным на раскрытие творческого потенциала, природных задатков личности.
Процессы мышления и обучения находятся в едином направлении развития и их закономерности совпадают.
Проблемная ситуация и ее структура
Формирование проблемных ситуаций в ходе учебного процесса предполагает завлечение учащегося в сложные, затруднительные обстоятельства, от преодоления которых зависит эффективность дальнейшего познания и развития. При этом, поиск путей решения проблемы должен иметь рациональный, целенаправленный и продуктивный характер.
Проблемная ситуация характеризуется определенным целевым назначением и неизвестным способом достижения поставленной цели.
По своей структуре проблемная ситуация включает три составляющих:
- Наличие потребности учащегося в приобретении нового знания или навыка, развития приемов и способов действия в конкретной ситуации.
- Новое научное знание, которое необходимо усвоить.
- Объем уже имеющихся знаний и навыков, определенный уровень умственного развития учащегося.
Разработка проблемных ситуаций должна основываться на том, что перед учащимся ставится определенная задача, которую необходимо разрешить, чтобы освоить что-то новое в теории или практике, выполнить какие-то действия, развивающие познавательную активность и мотивировать заинтересованность в обучении. Постановка задачи должна базироваться на совокупности знаний и навыков учащихся, быть доступной для разрешения. Кроме того, задача должна быть увлекательной для учащихся, помогая развить их потребности в открытии того знания, которое зашифровано в проблемной ситуации.
Задача ставится всегда перед объяснением новой темы учебной дисциплины. При этом она не является непосредственно проблемной ситуаций, а только помогает ее развить при наличии конкретных для этого условий и соблюдении требований. Задачи могут быть поставлены разнообразных типов, но проблемная ситуация, которую они должны вызвать может быть одной и той же.
Постановка проблемной ситуации является задачей педагога. Именно он должен сформулировать, имеющуюся проблему, связанную с невыполнением учащимися какого-то задания, невозможностью ответа на поставленный вопрос, дачи логического объяснения и т.д. при этом, педагог должен четко озвучить причины возникновения проблемы и объяснить важность ее разрешения.
Типология проблемных ситуаций в учебном процессе
Все ситуации, которые могут быть поставлены в качестве проблемных в обучении, можно подразделить на следующие типы:
- Обнаружение несоответствия между системой знаний или навыков, которыми наделен учащийся и новыми знаниями, которые необходимо освоить для разрешения проблемы. Такие ситуации возникают при различии между знаниями разных уровней сложности, знаниями в бытовой области и научном мире, знаниями различных этапов социально-экономического развития общества.
- Осуществление сложного выбора из совокупности знаний или их систем единственного знания, способствующего разрешению проблемного момента. Это знание важно для оптимального и верного решения проблемной ситуации.
- Наличие противоречия между теорией и практикой. Эта ситуация возникает в том случае, если теоретическое знание, решение проблемы не может быть практически воплощено из-за разнообразных обстоятельств. Например, нерациональный способ разрешения проблемы, отсутствие практического обоснования, недостаточность ресурсов.
- Необходимость применения старых теоретических знаний в новых практических обстоятельствах. Изменяются условия применения знаний, что требует поиск способов и путей их качественного и продуктивного использования.
- Наличие несоответствия между схематическим представлением и реальной конструкцией технического объекта. Решение технической задачи в этом случае осложняется и требует проведения дополнительных мероприятий по поиску путей решения проблемы.
- Наличие несостыковок в наглядных пособиях. Изображение может быть представлено в статическом варианте, но на практике характеризоваться определенной динамикой.