Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Типы проблемных ситуаций в обучении

Сущность и особенности методики проблемного обучения

Определение 1

Проблемное обучение – это методика осуществления учебно-воспитательного процесса путем постановки проблемных ситуаций и поиска учащимися вариантов и путей их оптимального разрешения.

Основным понятием проблемного обучения является проблемная ситуация.

Проблемная ситуация – это определенная сложность, затруднение, носящее интеллектуальный характер и связанное с невозможностью учащимся дать обоснованную характеристику того или иного процесса, объекта или явления, а также требующая поиска нового приема и метода достижения, поставленных целей и задач образования.

Постановка проблемных ситуаций является основной образовательной методикой. Она развивает навыки самостоятельной деятельности учащихся, проявляющиеся в принятии ими целесообразных и осознанных решений по достижению целей и задач образования. Учащиеся развивают навыки совместного с педагогом разрешения проблемных вопросов и ситуаций, развивая познавательные навыки, творческое мышление и экспериментальную деятельность.

Проблемное обучение нацелено на формирование определенной системы научных теоретических и практических знаний и достижение высокой степени учащихся, навыков самообучения и саморазвития.

Проблемное обучение. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Проблемное обучение. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Проблемное обучение базируется на активной поисковой деятельности учащихся при решении разнородных воспитательных и образовательных задач. Методика обучения применяет комплексные научные концепции психологии и педагогики. Мыслительные процессы связываются с процессами познания, его качеством и уровнем развития.

Методика проблемного обучения строится таким образом, что его характер и организация учебно-воспитательной деятельности видоизменяется, преображается и приобретает творческую ориентацию. Обучение становится ориентированным на раскрытие творческого потенциала, природных задатков личности.

«Типы проблемных ситуаций в обучении» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Процессы мышления и обучения находятся в едином направлении развития и их закономерности совпадают.

Проблемная ситуация и ее структура

Формирование проблемных ситуаций в ходе учебного процесса предполагает завлечение учащегося в сложные, затруднительные обстоятельства, от преодоления которых зависит эффективность дальнейшего познания и развития. При этом, поиск путей решения проблемы должен иметь рациональный, целенаправленный и продуктивный характер.

Замечание 1

Проблемная ситуация характеризуется определенным целевым назначением и неизвестным способом достижения поставленной цели.

По своей структуре проблемная ситуация включает три составляющих:

  1. Наличие потребности учащегося в приобретении нового знания или навыка, развития приемов и способов действия в конкретной ситуации.
  2. Новое научное знание, которое необходимо усвоить.
  3. Объем уже имеющихся знаний и навыков, определенный уровень умственного развития учащегося.

Разработка проблемных ситуаций должна основываться на том, что перед учащимся ставится определенная задача, которую необходимо разрешить, чтобы освоить что-то новое в теории или практике, выполнить какие-то действия, развивающие познавательную активность и мотивировать заинтересованность в обучении. Постановка задачи должна базироваться на совокупности знаний и навыков учащихся, быть доступной для разрешения. Кроме того, задача должна быть увлекательной для учащихся, помогая развить их потребности в открытии того знания, которое зашифровано в проблемной ситуации.

Задача ставится всегда перед объяснением новой темы учебной дисциплины. При этом она не является непосредственно проблемной ситуаций, а только помогает ее развить при наличии конкретных для этого условий и соблюдении требований. Задачи могут быть поставлены разнообразных типов, но проблемная ситуация, которую они должны вызвать может быть одной и той же.

Замечание 2

Постановка проблемной ситуации является задачей педагога. Именно он должен сформулировать, имеющуюся проблему, связанную с невыполнением учащимися какого-то задания, невозможностью ответа на поставленный вопрос, дачи логического объяснения и т.д. при этом, педагог должен четко озвучить причины возникновения проблемы и объяснить важность ее разрешения.

Типология проблемных ситуаций в учебном процессе

Все ситуации, которые могут быть поставлены в качестве проблемных в обучении, можно подразделить на следующие типы:

  1. Обнаружение несоответствия между системой знаний или навыков, которыми наделен учащийся и новыми знаниями, которые необходимо освоить для разрешения проблемы. Такие ситуации возникают при различии между знаниями разных уровней сложности, знаниями в бытовой области и научном мире, знаниями различных этапов социально-экономического развития общества.
  2. Осуществление сложного выбора из совокупности знаний или их систем единственного знания, способствующего разрешению проблемного момента. Это знание важно для оптимального и верного решения проблемной ситуации.
  3. Наличие противоречия между теорией и практикой. Эта ситуация возникает в том случае, если теоретическое знание, решение проблемы не может быть практически воплощено из-за разнообразных обстоятельств. Например, нерациональный способ разрешения проблемы, отсутствие практического обоснования, недостаточность ресурсов.
  4. Необходимость применения старых теоретических знаний в новых практических обстоятельствах. Изменяются условия применения знаний, что требует поиск способов и путей их качественного и продуктивного использования.
  5. Наличие несоответствия между схематическим представлением и реальной конструкцией технического объекта. Решение технической задачи в этом случае осложняется и требует проведения дополнительных мероприятий по поиску путей решения проблемы.
  6. Наличие несостыковок в наглядных пособиях. Изображение может быть представлено в статическом варианте, но на практике характеризоваться определенной динамикой.
Дата последнего обновления статьи: 21.08.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot