Тифлопедагогика – это отрасль педагогической науки, раздел специальной педагогики, занимающийся исследованием вопросов обучения и воспитания людей, имеющих отклонения в работе зрительных органов.
Тифлопедагогика занимается разработкой методик обучения и воспитания детей с частичными нарушениями зрения, слабовидящих или полностью потерявших зрение, а также родившихся слепыми.
Данная наука имеет важное значение. Она помогает получить полноценное обучение и развитие детям, лишенным визуального восприятия окружающего мира.
Рисунок 1. Тифлопедагогика. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
История тифлопедагогики
Становление тифлопедагогики, в качестве самостоятельной науки, не является одномоментным. Этот процесс происходил в течение нескольких столетий. Можно выделить следующие этапы исторического развития тифлопедагогики:
Открытие первой школы для слепых во Франции. Это произошло в XVIII веке. В 1784 году В. Гаюи – педагог-новатор, занимающийся исследованием процесса обучения детей с нарушениями зрения, разработал методику обучения таких детей. Им был создан специальный алфавит для слепых – рельефный. Учащиеся изучали буквы на основе осязательного восприятия.
Рисунок 2. Гаюи – основоположник тифлопедагогики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работВ 1852 году оформилась система рельефно-точечного изучения алфавита. Она была разработана французским тифлопедагогом Луи Брайлем, который сам потерял зрение в три года. Он много лет трудился над созданием системы обучения слепых и создал рельефно-точечный шрифт, который базируется на комбинациях шести точек, отражающих буквенные и математические знаки. Это позволило слепым людям освоить технику чтения и письма. Данная методика была основана на базе ночной азбуки, созданной немного ранее Шарлем Бабье. Система рельефно-точечного алфавита активно продвинула развитие образовательной деятельности со слепыми. Школы для слепых стали активно открываться не только во Франции, но и по всему миру. Данная методика долгое время лежала в основе обучения незрячих.
В XIX веке происходит постепенное становление отечественной тифлопедагогики. В 1807 году открывается первая школа для слепых. Позже их количество возрастает, но обучение в них могут позволить себе только некоторые граждане, поскольку оно является платным. В 1881 году был открыт первый интернат для слепых мальчиков. Данное учебное заведение примечательно тем, что оно сохранило свое направление деятельности и по сей день. В ней обучаются дети по новым образовательным методикам и подходам тифлопедагогики.
XX век стал эпохой развития отечественной тифлопедагогики и ее обособления, как отдельной научной отрасли. В 30-е годы происходит разработка советских школьных программ для слепых, а интернаты для слепых становятся составным компонентом образовательной системы. В этот период, огромный вклад в разработку теоретических концепций тифлопедагогики был внесен ученым Б.И. Коваленко. Он занимался разработкой методов обучения слепых и специальных техник образовательной работы со слепыми.
Предмет, цель и задачи тифлопедагогики
Тифлопедагогика занимается изучением практических вопросов воспитания, обучения и развития детей, имеющих нарушения зрения. Эти вопросы и являются предметом данной науки.
В качестве объекта изучения, тифлопедагогика избрала проблемы, вопросы обучения людей с нарушениями зрения. Она исследует все аспекты специального образования детей разных возрастных категорий, имеющих разнородные проблемы со зрением.
Целевым назначением данной науки выступает процесс социального становления и развития личности с нарушениями зрения. Тифлопедагогика стремится к разработке методик, позволяющих беспрепятственно интегрировать личность с нарушениями зрения в социальную среду, сделать ее полноценным участником социальных отношений, научить слепого или плохо видящего человека самостоятельно себя обслуживать, находить пути построения социального взаимодействия, самоутвердиться и самореализоваться.
Исходя из целевого назначения тифлопедагогики, можно выделить ряд значимых задач, которые требуют реализации для достижения поставленной цели. К ним относятся:
- Определение закономерностей развития людей с нарушениями зрения.
- Определение закономерностей образовательной и воспитательной работы с детьми, имеющими нарушения зрения.
- Проведение комплексного диагностирования уровня развития детей с нарушениями зрения. Предполагается выявление функциональных возможностей разных сторон организма, наличие второстепенных нарушений, сбоев в психической работе организма и иных отклонений, вызванных нарушением зрения.
- Определение способов всестороннего развития личности ребенка, имеющего зрительные нарушения.
- Диагностирование работы познавательной сферы ребенка для выбора способов и методов коррекционного обучения.
- Разработка педагогических методик работы по коррекции зрительного нарушения и сглаживания зрительной депривации.
- Определение форм организации коррекционной образовательной деятельности.
- Определение содержания педагогической коррекционной работы.
- Выбор наиболее обоснованных и подтвержденных практическим применением способов коррекционной терапии, методик обучения детей с нарушениями зрения.
- Разработка дифференцированной и индивидуальной работы с детьми, имеющими нарушения зрения, исходя из степени развития того или иного дефекта, наличия сопутствующих отклонений, уровня развития познавательной сферы.
- Составление медицинской карты учащегося. В ней должен быть отражен анализ всех проведенных диагностик и прописаны рекомендации по уровню интеллектуальной, физической и иных нагрузок, которые оптимальны для использования в образовательном процессе и не принесут вреда здоровью ребенка.
- Разработка требований к приемам и инструментарию коррекции вторичных отклонений, вызванных нарушением зрения и первичному визуальному дефекту. Данные требования отражают условия использования дидактического материала, учебного оборудования, специальных тифлопедагогических компенсаторных средств, технического оборудования, медицинской техники.