Понятие и содержание тифлопедагогики
Тифлопедагогика – это отрасль педагогической науки, занимающаяся изучением вопросов воспитания и обучения лиц, страдающих нарушениями зрения.
Тифлопедагогика рассматривает вопросы воспитания и обучения, касающиеся лиц, имеющих ограниченность визуального восприятия, либо его полное отсутствие. Это нарушение затрагивает развитие личности, приводя к сложностям нормального ее становления и прохождения социализации.
Тифлопедагогика относится к разделам специальной педагогики или дефектологии и ориентирована на создание системы для развития ребенка со зрительными отклонениями, помогающей ему раскрыть все стороны его личности, дать общеобразовательные знания и умения, помочь влиться в социальную среду и развить умения строить социальные взаимоотношения.
Поскольку, тифлопедагогика относится к разделам специальной педагогики, то она базируется на гуманистических принципах построения системы воспитания и обучения. Она учитывает индивидуальную специфику развития детей со зрительными нарушениями, а также помогает выработать отдельные воспитательные подходы к каждому ребенку с различной степенью зрительных отклонений.
Этапы становления тифлопедагогика
В своем историческом развитии данная научная отрасль прошла несколько основных периодов:
- Вторая половина 17-го столетия – начало 18-го. В этот период происходит зарождение научного направления, которое занимается исследованием вопросов воспитания и обучения детей с отклонениями в работе зрения. Основоположником тифлопедагогики стал педагог из Франции В. Гаюи. Им впервые было предложено обучать слепых и слабовидящих людей по отдельным программ. Он открыл несколько образовательных заведений для незрячих людей в России и во Франции. Благодаря Гаюи, в обществе начало постепенно складываться нормальное отношение к людям, имеющим зрительные нарушения: предполагалось создание условий для их нормального развития.
- Первая половина 18-го столетия. В этот период одним из ученых Франции, который сам был слепым, было разработано изобретение, упростившее обучение людей со зрительными недостатками. Им была разработана специальная система книгопечатания, которая получила активное практическое применение с 1852 года. Она была основана на использовании системы комбинаций шеститочий, которая охватывала все символы текста, что позволило слепым людям свободно читать тексты.
- 19-е столетие. В этот период во многих европейских странах, в том числе и в России, происходит открытие специальных образовательных учреждений для слепых. В России, эти заведения имели религиозную направленность. В них изучали Библию и религиозные каноны. Обучение в таких заведениях было платным, причем стоимость было очень высокой, так что его не могли себе позволить представители всех сословий.
- Период после октябрьской революции. В это время происходит развитие системы народного образования, составной частью которой стали коррекционные заведения различной направленности. С 30-х годов 20-го столетия были разработаны первые советские программы для обучения слепых детей.
- Вторая половина 20-го столетия. В середине 30-х годов 20-го столетия специальные школы для детей со зрительными нарушениями получают широкое распространение. Их открывается широкая сеть, а также создаются и отдельные классы в общеобразовательных школах для слабовидящих. Это направление в тифлопедагогике получило развитие благодаря профессору-педагогу Ю.Д. Жаринцевой. Система обучения слепых была расширена по своему содержанию и дисциплинарному оснащению. Были добавлены многие предметы, которые ранее считались недоступными для восприятия слепыми: физика, математика, естествознание.
Целевое назначение и задачи тифлопедагогики
Тифлопедагогика занимается специальным образованием детей, имеющих проблемы со зрением. К таким детям относятся следующие категории:
- Слепые – дети с полным отсутствием зрительных функций и остаточным зрением, при котором его острота равна 0,05 и ниже.
- Слабовидящие дети – дети с низкой остротой зрения, находящейся в пределах от 0,04 до 0,2.
- Дети с косоглазием и амблиопией.
Приоритетной целью научных исследований тифлопедагогики является создание специальных условий для развития детей, имеющих нарушения в работе зрительного аппарата. Она помогает детям максимально эффективно пройти процесс социализации, получить образование специальными средствами.
Исходя из целевого назначения тифлопедагогики, она предполагает постановку ряда задач:
- Психолого-педагогическое обучение детей со зрительными отклонениями;
- Выявление путей и условий коррекции функций организма, вызванных нарушениями зрения;
- Исследование возможностей обучения и развития ребенка с разной степенью проявления зрительных нарушений;
- Создание педагогических технологий, помогающих упростить и оптимизировать обучение детей со зрительными недостатками;
- Разработка учебно-методической базы для подготовке специалистов, педагогов-дефектологов для работы по специализированным образовательным программам с детьми, имеющими зрительные нарушения.
Методология тифлопедагогики
В основе данного научного направления является гносеология – философия познания. Процесс познания, рассматриваемый данной наукой, является творческим и активным.
Процесс воспитания ребенка с нарушениями зрения рассматривается, как развивающийся и динамический. Также, он имеет творческую направленность, поскольку предполагает применение нестандартного подхода к обучению, применение специальных приемов и методов.
Теоретическую основу учебно-воспитательного процесса с детьми, имеющими зрительные нарушения, составляет учение Сеченова и Павлова о высшей нервной деятельности. В нем рассматривается компенсация зрения и его коррекция при вторичных отклонениях в развитии, проявлении первичных дефектах, механизмах протекания процесса познания и развития.