Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Тифлопедагогика как наука

Определение 1

Тифлопедагогика – это отрасль педагогической науки, раздел специальной педагогики, занимающийся исследованием вопросов обучения и воспитания людей, имеющих отклонения в работе зрительных органов.

Тифлопедагогика занимается разработкой методик обучения и воспитания детей с частичными нарушениями зрения, слабовидящих или полностью потерявших зрение, а также родившихся слепыми.

Данная наука имеет важное значение. Она помогает получить полноценное обучение и развитие детям, лишенным визуального восприятия окружающего мира.

Тифлопедагогика. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Тифлопедагогика. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

История тифлопедагогики

Становление тифлопедагогики, в качестве самостоятельной науки, не является одномоментным. Этот процесс происходил в течение нескольких столетий. Можно выделить следующие этапы исторического развития тифлопедагогики:

  1. Открытие первой школы для слепых во Франции. Это произошло в XVIII веке. В 1784 году В. Гаюи – педагог-новатор, занимающийся исследованием процесса обучения детей с нарушениями зрения, разработал методику обучения таких детей. Им был создан специальный алфавит для слепых – рельефный. Учащиеся изучали буквы на основе осязательного восприятия.

     Гаюи – основоположник тифлопедагогики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

    Рисунок 2. Гаюи – основоположник тифлопедагогики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

  2. В 1852 году оформилась система рельефно-точечного изучения алфавита. Она была разработана французским тифлопедагогом Луи Брайлем, который сам потерял зрение в три года. Он много лет трудился над созданием системы обучения слепых и создал рельефно-точечный шрифт, который базируется на комбинациях шести точек, отражающих буквенные и математические знаки. Это позволило слепым людям освоить технику чтения и письма. Данная методика была основана на базе ночной азбуки, созданной немного ранее Шарлем Бабье. Система рельефно-точечного алфавита активно продвинула развитие образовательной деятельности со слепыми. Школы для слепых стали активно открываться не только во Франции, но и по всему миру. Данная методика долгое время лежала в основе обучения незрячих.

  3. В XIX веке происходит постепенное становление отечественной тифлопедагогики. В 1807 году открывается первая школа для слепых. Позже их количество возрастает, но обучение в них могут позволить себе только некоторые граждане, поскольку оно является платным. В 1881 году был открыт первый интернат для слепых мальчиков. Данное учебное заведение примечательно тем, что оно сохранило свое направление деятельности и по сей день. В ней обучаются дети по новым образовательным методикам и подходам тифлопедагогики.

  4. XX век стал эпохой развития отечественной тифлопедагогики и ее обособления, как отдельной научной отрасли. В 30-е годы происходит разработка советских школьных программ для слепых, а интернаты для слепых становятся составным компонентом образовательной системы. В этот период, огромный вклад в разработку теоретических концепций тифлопедагогики был внесен ученым Б.И. Коваленко. Он занимался разработкой методов обучения слепых и специальных техник образовательной работы со слепыми.

«Тифлопедагогика как наука» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Предмет, цель и задачи тифлопедагогики

Тифлопедагогика занимается изучением практических вопросов воспитания, обучения и развития детей, имеющих нарушения зрения. Эти вопросы и являются предметом данной науки.

В качестве объекта изучения, тифлопедагогика избрала проблемы, вопросы обучения людей с нарушениями зрения. Она исследует все аспекты специального образования детей разных возрастных категорий, имеющих разнородные проблемы со зрением.

Целевым назначением данной науки выступает процесс социального становления и развития личности с нарушениями зрения. Тифлопедагогика стремится к разработке методик, позволяющих беспрепятственно интегрировать личность с нарушениями зрения в социальную среду, сделать ее полноценным участником социальных отношений, научить слепого или плохо видящего человека самостоятельно себя обслуживать, находить пути построения социального взаимодействия, самоутвердиться и самореализоваться.

Исходя из целевого назначения тифлопедагогики, можно выделить ряд значимых задач, которые требуют реализации для достижения поставленной цели. К ним относятся:

  1. Определение закономерностей развития людей с нарушениями зрения.
  2. Определение закономерностей образовательной и воспитательной работы с детьми, имеющими нарушения зрения.
  3. Проведение комплексного диагностирования уровня развития детей с нарушениями зрения. Предполагается выявление функциональных возможностей разных сторон организма, наличие второстепенных нарушений, сбоев в психической работе организма и иных отклонений, вызванных нарушением зрения.
  4. Определение способов всестороннего развития личности ребенка, имеющего зрительные нарушения.
  5. Диагностирование работы познавательной сферы ребенка для выбора способов и методов коррекционного обучения.
  6. Разработка педагогических методик работы по коррекции зрительного нарушения и сглаживания зрительной депривации.
  7. Определение форм организации коррекционной образовательной деятельности.
  8. Определение содержания педагогической коррекционной работы.
  9. Выбор наиболее обоснованных и подтвержденных практическим применением способов коррекционной терапии, методик обучения детей с нарушениями зрения.
  10. Разработка дифференцированной и индивидуальной работы с детьми, имеющими нарушения зрения, исходя из степени развития того или иного дефекта, наличия сопутствующих отклонений, уровня развития познавательной сферы.
  11. Составление медицинской карты учащегося. В ней должен быть отражен анализ всех проведенных диагностик и прописаны рекомендации по уровню интеллектуальной, физической и иных нагрузок, которые оптимальны для использования в образовательном процессе и не принесут вреда здоровью ребенка.
  12. Разработка требований к приемам и инструментарию коррекции вторичных отклонений, вызванных нарушением зрения и первичному визуальному дефекту. Данные требования отражают условия использования дидактического материала, учебного оборудования, специальных тифлопедагогических компенсаторных средств, технического оборудования, медицинской техники.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 11.11.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot