Влияние образовательной среды
На сегодняшний день наблюдается закономерное снижение уровня здоровья детей школьного возраста. Данный факт обусловлен двумя обстоятельствами:
- неблагоприятное влияние образовательной среды;
- низкий уровень культуры здоровья школьников.
Неблагоприятное влияние образовательной среды выражается в следующих обстоятельствах:
- школьники испытывают избыточную информационную нагрузку, обусловленную умственной работой на уроках в школе и выполнением домашних заданий ($1$ класс - $28$ часов в неделю, $3$ класс – $39$ часов, $6$ класс – $48$ часов, $10-11$ класс – $56$ часов);
- несбалансированная организация учебного процесса и режима в школе, выраженная в построении расписания без учета физиологической динамики умственной работоспособности школьников в течение учебного дня и недели;
- игнорирование индивидуально-типологических особенностей детей, так как в учебной деятельности используются типовые задания и алгоритмы их выполнения;
- сниженная двигательная активность учеников;
- авторитарно-репродуктивный характер системы обучения, когда учителя не интересуется мнение ученика и его отношение к изучаемому материалу.
Состояние здоровья детей обусловлено во многом их собственным отношением к нему. При этом сегодня отсутствует целенаправленное воспитание в семье и в образовательных учреждениях культуры здоровья.
Низкий уровень культуры здорового образа жизни отражается на различных сторонах жизнедеятельности, в частности:
- отсутствие представлений о типологических осо¬бенностях своего организма не позволяет ребенку построить правильный режим жизни, соответствующий его особенностям;
- низкий уровень мотивации на здоровую жизнедеятельность, так как в школе не создается представление о правильных жизненных приоритетах и их расстановки;
- отсутствие знаний о здоровом образе жизни и способах его достижения, так как здоровому образу жизни как целостной системе не учат ни на одном из уровней образовательной системы.
Безусловно, обучаться здоровому образу жизни необходимо в течении всей жизни, но основы здоровьесберегающего образования необходимо получать в процессе общего образования.
Здоровьесберегающий подход в учебной деятельности
В современной школе базовой формой организации учебно-воспитательного процесса является урок. Его организация определяет позитивное и негативное влияние образовательной среды на здоровье школьника.
Целесообразная здоровьесберегающая организация урока подразумевает выбор форм и средств обучения, не наносящих вреда здоровью детей и способствующих его развитию.
Следует отметить основные моменты, которые необходимо учитывать педагогу при организации учебного процесса:
- санитарно-гигиенические условия проведения урока, включающие проветривание класса, рациональное освещение в помещении, чистоту кабинета, состояние рабочих мест;
- четкая постановка цели и задач урока и их усвоением детьми;
- выбор форм и методов ведения урока, соответствующих возрасту ребенка;
- выбор оптимального ритма и темпа ведения урока;
- смена видов деятельности на уроке.
- мотивация учебной деятельности, при которой началом мыслительной деятельности является не принуждение, а желание ученика решить проблему;
- привлечение как можно большего числа органов чувств детей: слуха, осязания, зрения, обоняния, что обеспечивает повышенную мозговую активность и прочное запоминание материала;
- правильное соотношение образной и логической подачи учебного материала, что связано с доминированием правого или левого полушария мозга.
- создание условий для творчества в учебе;
- включение эмоционально-чувственной сферы в процесс познания;
- дифференциация и индивидуализация обучения на основе личностных особенностей и состояния здоровья ребенка;
- создание на уроке ситуаций успеха для учеников. Так как постоянные неудачи в учебе оказывают отрицательное влияние на здоровье и развитие детей;
- видение утомления учащихся на начальной стадии, снятие напряжения от статичной позы, профилактика нарушений зрения и осанки;
- стиль общения учителя и общая психологическая атмосфера урока.