Предпосылки и исторические основы нравственного воспитания
В современной действительности люди поглощены проблемами рыночных отношений, экономической нестабильностью, политическими скандалами. Все это разрушает социальные связи и нравственные правила. Это порождает нетерпимость и ожесточенность, разрушает морально-нравственные устои личности.
Именно нравственное воспитание помогает человеку воспитать в себе разумное и нравственное, сформулировать ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство личной ответственности за сохранение моральных основ общества.
Проблема нравственного воспитания возникла очень давно. Еще философы античности Пифагор, Демократ, Аристотель анализировали данную педагогическую категорию. Гораздо позже над данным вопросом работали советские исследователи: Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Н.И. Болдырев, И.Ф. Харламов, И.С. Марьенко. Современные российские ученые Б.Т. Лихачев, Л.А. Попов, Л.Г. Григорович, И.П. Подласый так же рассматривали вопросы нравственного воспитания.
Сущность нравственного воспитания
«Нрав» на латинском языке звучат как «moralis», т.е. мораль. Нравы являются эталонами и нормами, на которые основываются люди в своем поведении и поступках. Нравы - категория изменяющаяся, они воспроизводятся обществом и поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не правом. Они основываются на представлении о том, как надо человеку жить, вести себя в обществе и т.д. Мораль исторически обусловлена. Со сменой общественно-экономических форм менялись нравственные нормы и правила поведения в обществе.
Разные ученые давали свое определение понятию нравственность. По Григоровичу, нравственность - это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта и порядочность, дисциплинированность и коллективизм. И.С. Марьенко в свою очередь определял нравственность, как неотъемлемую сторону личности, обеспечивающую соблюдение ею существующих норм, правил, принципов поведения.
Из определений нравственности вытекает определение понятия нравственные нормы. Это правила, которые определяют, как человек должен поступить в определенной ситуации.
Нравственные нормы могут побуждать человека к конкретным поступкам и действиям, а могут запрещать их.
На основании описанных категорий и понятий легко сформулировать, что же такое нравственное воспитание. Это процесс целенаправленного развития нравственных качеств личности, соответствующих нормам общечеловеческой морали.
Нравственное воспитание включает в себя:
- формирование сознания взаимосвязи с обществом и согласование своего поведения с его интересами;
- получение знаний о нравственных идеалах и требованиях общества;
- трансформация нравственных знаний в нравственные убеждения, организация системы убеждений;
- проявление уважения к окружающим людям посредством формирования устойчивых нравственных чувств и культуры поведения;
- формирование нравственных привычек.
Нравственное воспитание выполняет три основные задачи:
- формирует нравственное сознание;
- воспитывает и развивает нравственные чувства;
- помогает выработать умения и привычки нравственного поведения.
В нравственном поведении личность, как правило, следует определенной последовательности:
- порождение чувственных переживаний определенной жизненной ситуацией;
- формирование мотива поведения;
- принятие решений;
- поступок.
В реализации нравственного воспитания можно выделить три основных этапа:
- формирование нравственных чувств;
- формирование нравственных представлений;
- формирование привычки нравственного поведения.
Особенности нравственного воспитания
Особенность нравственного воспитания заключается в том, что к семи годам желательно, чтобы первые два этапа в формировании нравственного поведения были пройдены. Безусловно, и позже можно оказать влияние на формирование нравственных чувств и вызвать новые эмоции, но это более сложный процесс.
Еще одной сложностью и особенностью нравственного воспитания является несоответствие прививаемой человеку морали, исходящей от разных групп воспитателей. Ведь человек получает нравственное воспитание в образовательном учреждении, в семье, в окружающем социуме. Здесь важно насколько едины морально-нравственные нормы во всех этих группах. В противном случае воспитанник оказывается в ситуации двойной морали. Только при соблюдении правила единства нравственное воспитание может быть эффективным и полным.
Нравственное воспитание – это особая категория воспитательной деятельности. Оно предполагает непрерывное, постоянное участие воспитателя в жизни воспитуемого с целью поддержки, когда это необходимо.
Нравственное воспитание – это непрерывный процесс, оно начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь.