Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Система воспитания Царскосельского Лицея

Окрытие Лицея

Царскосельский лицей был открыт 19 октября 1811 года и являлся дворянским высшим учебным заведением с шестилетним сроком обучения. Принимали туда исключительно мальчиков по советам авторитетных лиц.

Система воспитания Царскосельского Лицея

Лицей был открыт по инициативе известного государственного деятеля того времени М. М. Сперанского. Первым директором лицея стал просветитель-демократ В. Ф. Малиновский, человек высочайшей всесторонней образованности и культуры. Не менее интеллектуальным человеком был Е. А. Энгельгардт, возглавивший лицей в 1816 году. Такие люди стремились к реализации новой системы воспитания, результатом которой стали бы прогрессивные воспитанники, способные осуществить переустройство России. Монархия и государственный аппарат поддерживали их, преследуя при этом практическую задачу - подготовку высокообразованных чиновников для административной, судебной и дипломатической деятельности. В связи с этим, предусматривалось общее образование без специализации, но с господством гуманитарных наук.

Особенности организации и деятельности

Лицей с самого начала выделялся среди других учебных заведений. В нем не придавалось особой ценности религиозным обычаям и убеждениям. Царскосельский лицей был первым в России учебным заведением, где не предусматривались телесные наказания. Учителям и наставникам надлежало относиться к воспитанникам корректно, как к совершеннолетним, обращаясь лишь на «вы». Каникулы воспитанники обязались непременно проводить в стенах лицея, а с опекунами и родственниками им позволялось встречаться в конкретные дни и лишь в лицее. Занятия проходили с 1 августа по 1 июля, каникулы длились один месяц - июль.

Распорядок жизни был строго регламентирован. Вставали воспитанники в шесть часов утра. В 7 часов начинались занятия, которые попеременно чередовались с отдыхом и прогулками, совершавшимися в любую погоду. Отдых воспитанников был представлен в виде занятий элегантными искусствами (живопись, литература, музыка) и физическими упражнениями (плавание, верховая езда, фехтование, катание на коньках). Сама атмосфера в лицее содействовала развитию поэтических и художественных наклонностей: великолепные дворцы, парки, памятники. Все это пробуждало любовь к природе, к искусству, вызывало чувство восхищения перед деятелями культуры.

«Система воспитания Царскосельского Лицея» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

В Лицее устраивались и театральные представления, которые представлялись вниманию самих учащихся и администрации. Сначала все дамские роли в пьесе заменялись на мужские, но затем их стали исполнять переодетые и загримированные лицеисты. В репертуаре были не только веселые комедии, но и драмы, трагедии. Позднее на представления стали приглашать опекунов и различных гостей.

Согласно программе лицеисты изучали философию, право, словесность, математику, физику. Особое место среди наук занимала история, которая была «обязана быть делом разума». Учителя знакомили с деяниями известных людей прошлого, с хронологией и географией событий. Программа была чрезвычайно насыщенной, но уроки чередовались с отдыхом. В Уставе была создана ремарка, что распределение часов для занятий примерное, его вполне возможно изменять, придерживаясь основного правила: воспитанники не должны были быть предоставлены самим себе. По воскресеньям и в праздничные дни они ходили на богослужение и учились духовному пению.

Преподавание и воспитание возлагалось на профессоров, докторов и учителей, численность которых определялась количеством предметов. Они проводили соответствующие занятия, контролировали усвоение знаний каждые полгода, принимали экзамен у выпускников по всему лицейскому курсу. Исходя из успехов учащихся в науках, их нравственности и поведения, особая комиссия решала, какого класса лицеисты удостаиваются при выпуске на государственную службу, и через министра просвещения передавала свое решение на усмотрение императора.

Общение лицеистов с творческими и интеллигентными людьми, с передовой мыслящей частью общества, содействовало прогрессивному созреванию умов. Развитие гражданственности лицеистов во многом ускорялось тем обстоятельством, что в Царском Селе стоял гусарский полк и среди офицеров были почти все, кто позднее вошел в кружки декабристов.

Так складывалось и поддерживалось индивидуальное мировоззрение воспитанников, их мнение по конкретным вопросам и право самостоятельного выбора.

Система наказаний и поощрений

В Лицее была своя система наказаний и поощрений. Так, провинившиеся ученики посиживали на задних партах в классе и записывались на специальной темной доске. Их могли лишить полноценного стола и посадить на хлеб и воду, но это могло длиться не более двух дней. За особенные провинности сажали в карцер, куда приходил директор на специальную беседу. Данное наказание могло длиться не более трех дней и применялось крайне редко.

Время от времени лицеисты имели возможность и сами наказать провинившегося. Одним из самых тяжких наказаний было отлучение из класса, когда все товарищи переставали общаться с провинившимся. Проступки в данном случае обычно касались области товарищеских взаимоотношений и порядочности. Кроме этого, возможно было и лишение на день лицейского мундира и облачение в ту одежду, в которой прибыл из дома.

Отличившихся воспитанников поощряли. Их фамилии записывали на специальной белой доске золотыми знаками. Ученикам, успешным в каком-либо предмете, дарились книги с подписью директора и доктора той науки, в какой ученик продемонстрировал достижения. В конце обучения выпускники получали медали и похвальные листы. Было принято выдавать одну большую золотую медаль, одну маленькую золотую медаль и серебряные медали. Часто учителя прислушивались к мнению лицеистов при награждении выпускников.

Значение воспитательной системы Царскосельского Лицея

После первого выпуска Лицей в Царском Селе существовал еще 27 лет как учебное заведение. Но лицейская система воспитания и образования претерпевала различные изменения. Постепенно значимое место среди преподаваемых курсов Закон Божий, а религиозность и повиновение стали усиленно внедрять в сознание учеников. Простота взаимоотношений с учителями и наставниками исчезла, навеки были уничтожены отголоски свободомыслия. Министр просвещения потребовал строго наблюдения за нравственностью воспитанников и их поведением и установил слежку за их поведением. Таковым образом, все прогрессивные идеи были подавлены.

В 1844 году Лицей был переведен из Царского Села в Петербург и назван Александровским лицеем. За 100 лет он выпустил 1818 учеников. В 1918 году был ликвидирован.

Однако не стоит забывать о начальном прогрессивном опыте работы Лицея. О деятельности учебно-воспитательного заведения вполне можно судить по личностям его выпускников. Так, из стен Лицея вышли почти все свободолюбивые и преданные Отечеству люди: это и будущие декабристы, и государственные деятели, и поэты, писатели. Некоторые имена стали известны всему миру: А. С. Пушкин, И. И. Пущин А. А. Дельвиг, В. К. Кюхельбекер.

Система воспитания Царскосельского Лицея

Положительные результаты воспитательной системы Царскосельского Лицея можно связать с рядом факторов: благоприятный нравственный и дружелюбный климат, многоплановая деятельность лицеистов, целенаправленный процесс воспитания гражданской зрелости, профессиональное мастерство учителей.

Царскосельский Лицей был признан одним из лучших учебных заведений в российской истории. И сегодня остаются актуальным примером его уроки с эталоном свободной профессиональной личности как учителя, так и учеников.

Дата последнего обновления статьи: 25.12.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot