Окрытие Лицея
Царскосельский лицей был открыт 19 октября 1811 года и являлся дворянским высшим учебным заведением с шестилетним сроком обучения. Принимали туда исключительно мальчиков по советам авторитетных лиц.
Лицей был открыт по инициативе известного государственного деятеля того времени М. М. Сперанского. Первым директором лицея стал просветитель-демократ В. Ф. Малиновский, человек высочайшей всесторонней образованности и культуры. Не менее интеллектуальным человеком был Е. А. Энгельгардт, возглавивший лицей в 1816 году. Такие люди стремились к реализации новой системы воспитания, результатом которой стали бы прогрессивные воспитанники, способные осуществить переустройство России. Монархия и государственный аппарат поддерживали их, преследуя при этом практическую задачу - подготовку высокообразованных чиновников для административной, судебной и дипломатической деятельности. В связи с этим, предусматривалось общее образование без специализации, но с господством гуманитарных наук.
Особенности организации и деятельности
Лицей с самого начала выделялся среди других учебных заведений. В нем не придавалось особой ценности религиозным обычаям и убеждениям. Царскосельский лицей был первым в России учебным заведением, где не предусматривались телесные наказания. Учителям и наставникам надлежало относиться к воспитанникам корректно, как к совершеннолетним, обращаясь лишь на «вы». Каникулы воспитанники обязались непременно проводить в стенах лицея, а с опекунами и родственниками им позволялось встречаться в конкретные дни и лишь в лицее. Занятия проходили с 1 августа по 1 июля, каникулы длились один месяц - июль.
Распорядок жизни был строго регламентирован. Вставали воспитанники в шесть часов утра. В 7 часов начинались занятия, которые попеременно чередовались с отдыхом и прогулками, совершавшимися в любую погоду. Отдых воспитанников был представлен в виде занятий элегантными искусствами (живопись, литература, музыка) и физическими упражнениями (плавание, верховая езда, фехтование, катание на коньках). Сама атмосфера в лицее содействовала развитию поэтических и художественных наклонностей: великолепные дворцы, парки, памятники. Все это пробуждало любовь к природе, к искусству, вызывало чувство восхищения перед деятелями культуры.
В Лицее устраивались и театральные представления, которые представлялись вниманию самих учащихся и администрации. Сначала все дамские роли в пьесе заменялись на мужские, но затем их стали исполнять переодетые и загримированные лицеисты. В репертуаре были не только веселые комедии, но и драмы, трагедии. Позднее на представления стали приглашать опекунов и различных гостей.
Согласно программе лицеисты изучали философию, право, словесность, математику, физику. Особое место среди наук занимала история, которая была «обязана быть делом разума». Учителя знакомили с деяниями известных людей прошлого, с хронологией и географией событий. Программа была чрезвычайно насыщенной, но уроки чередовались с отдыхом. В Уставе была создана ремарка, что распределение часов для занятий примерное, его вполне возможно изменять, придерживаясь основного правила: воспитанники не должны были быть предоставлены самим себе. По воскресеньям и в праздничные дни они ходили на богослужение и учились духовному пению.
Преподавание и воспитание возлагалось на профессоров, докторов и учителей, численность которых определялась количеством предметов. Они проводили соответствующие занятия, контролировали усвоение знаний каждые полгода, принимали экзамен у выпускников по всему лицейскому курсу. Исходя из успехов учащихся в науках, их нравственности и поведения, особая комиссия решала, какого класса лицеисты удостаиваются при выпуске на государственную службу, и через министра просвещения передавала свое решение на усмотрение императора.
Общение лицеистов с творческими и интеллигентными людьми, с передовой мыслящей частью общества, содействовало прогрессивному созреванию умов. Развитие гражданственности лицеистов во многом ускорялось тем обстоятельством, что в Царском Селе стоял гусарский полк и среди офицеров были почти все, кто позднее вошел в кружки декабристов.
Так складывалось и поддерживалось индивидуальное мировоззрение воспитанников, их мнение по конкретным вопросам и право самостоятельного выбора.
Система наказаний и поощрений
В Лицее была своя система наказаний и поощрений. Так, провинившиеся ученики посиживали на задних партах в классе и записывались на специальной темной доске. Их могли лишить полноценного стола и посадить на хлеб и воду, но это могло длиться не более двух дней. За особенные провинности сажали в карцер, куда приходил директор на специальную беседу. Данное наказание могло длиться не более трех дней и применялось крайне редко.
Время от времени лицеисты имели возможность и сами наказать провинившегося. Одним из самых тяжких наказаний было отлучение из класса, когда все товарищи переставали общаться с провинившимся. Проступки в данном случае обычно касались области товарищеских взаимоотношений и порядочности. Кроме этого, возможно было и лишение на день лицейского мундира и облачение в ту одежду, в которой прибыл из дома.
Отличившихся воспитанников поощряли. Их фамилии записывали на специальной белой доске золотыми знаками. Ученикам, успешным в каком-либо предмете, дарились книги с подписью директора и доктора той науки, в какой ученик продемонстрировал достижения. В конце обучения выпускники получали медали и похвальные листы. Было принято выдавать одну большую золотую медаль, одну маленькую золотую медаль и серебряные медали. Часто учителя прислушивались к мнению лицеистов при награждении выпускников.
Значение воспитательной системы Царскосельского Лицея
После первого выпуска Лицей в Царском Селе существовал еще 27 лет как учебное заведение. Но лицейская система воспитания и образования претерпевала различные изменения. Постепенно значимое место среди преподаваемых курсов Закон Божий, а религиозность и повиновение стали усиленно внедрять в сознание учеников. Простота взаимоотношений с учителями и наставниками исчезла, навеки были уничтожены отголоски свободомыслия. Министр просвещения потребовал строго наблюдения за нравственностью воспитанников и их поведением и установил слежку за их поведением. Таковым образом, все прогрессивные идеи были подавлены.
В 1844 году Лицей был переведен из Царского Села в Петербург и назван Александровским лицеем. За 100 лет он выпустил 1818 учеников. В 1918 году был ликвидирован.
Однако не стоит забывать о начальном прогрессивном опыте работы Лицея. О деятельности учебно-воспитательного заведения вполне можно судить по личностям его выпускников. Так, из стен Лицея вышли почти все свободолюбивые и преданные Отечеству люди: это и будущие декабристы, и государственные деятели, и поэты, писатели. Некоторые имена стали известны всему миру: А. С. Пушкин, И. И. Пущин А. А. Дельвиг, В. К. Кюхельбекер.
Положительные результаты воспитательной системы Царскосельского Лицея можно связать с рядом факторов: благоприятный нравственный и дружелюбный климат, многоплановая деятельность лицеистов, целенаправленный процесс воспитания гражданской зрелости, профессиональное мастерство учителей.
Царскосельский Лицей был признан одним из лучших учебных заведений в российской истории. И сегодня остаются актуальным примером его уроки с эталоном свободной профессиональной личности как учителя, так и учеников.