Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Царскосельский лицей как уникальное образовательное учреждение

История образования лицея

Определение 1

Царскосельский лицей – это образовательное учреждение, ориентированное на воспитание и обучение детей представителей высшего привилегированного сословия.

Данное учебное заведение получило такое название, потому, что местом его нахождения было Царское село. Лицей был открыт в 1811 году и просуществовал до 1843 года.

В начале XIX века в период правления Александра I началось реформирование многих сфер жизни общества. Образование не стало исключением.

Идея открытия Царского лицея зародилась у императора тогда, когда возникла необходимость обучения его братьев Николая и Михаила. Обучение должно было подготовить одного из них к наследованию императорского престола. Было принято решение о создании привилегированного учреждения, в котором будут обучаться представители императорской семьи и иных знатных фамилий. Однако, обучение представителей императорской семьи в Лицее так и не произошло.

Учебное заведение было создано в царском дворце и стало императорским закрытым учебным заведением, в котором получали высшее профессиональное образование только знатные особы и то, по рекомендации влиятельных лиц.

К принципам функционирования Царскосельского лицея относятся следующие:

  1. Полное государственное финансирование.
  2. Ориентация обучения юношей на последующую государственную службу. Учебное заведение стало, своего рода, школой подготовки чиновников.
  3. Целевым назначением работы Лицея стало формирование широчайших знаний, развитие умения мыслить и стать ответственным и трудолюбивым гражданином страны, стремящимся к исполнению своего долга перед государством.
  4. Мотивацией юношей к обучению была любовь к своей стране, ее народу и завоевание славы.
  5. Шестилетнее обучение, разделенное на два этапа: первые три года обучение по программам старшей школы и последние три года обучение по программам обучения на университетских факультетах.
  6. Изучению религии, соблюдению религиозных канонов не отводилось должного внимания в Лицее.
  7. Соблюдение строгих правил этикета. Все, в том числе и юноши друг к другу, обращались на «Вы», торжественные мероприятия проходили в стенах Лицея с соблюдением всех норм и правил императорского этикета.
  8. Отсутствие телесных наказаний за провинности.
  9. Встречи с родственниками устраивались в определенные дни, и на каникулы детей не отпускали домой.
«Царскосельский лицей как уникальное образовательное учреждение» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Царскосельский лицей. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Царскосельский лицей. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Организация обучения в Царскосельском лицее

В Лицее проходило обучение знатного дворянства. Юноши принимались в возрасте 10-12 лет и оставались в стенах учреждения на шесть лет. Обучение предполагало наличие не более пятидесяти учащихся одновременно.

Обучение было ориентировано на развитие интеллекта юношей и формирование навыков самостоятельного мышления. Поэтому, использовались разнообразные методы и приемы активизации мыслительной работы учащихся.

Образовательная программа включала в себя следующие направления:

  1. История российского государства.
  2. Нравственное воспитание.
  3. Развитие патриотизма.
  4. Изучение гуманитарных наук.
  5. Изучение биографий великих людей.
  6. Изучение французского, немецкого иностранных языков и латыни.
  7. Русский язык.
  8. Литература: русская и иностранная.
  9. Дисциплины, ориентированные на эстетическое развитие: пение, рисование, танцы, чистописание.
  10. Спортивные направления деятельности: фехтование, верховая езда, плаванье.

Процесс обучения занимал, практически весь день. Начиная с семи утра, учащиеся занимались, чередуя умственную деятельность с прогулками и приемами пищи. Занятия завершались в шестом часу вечера совершением вечерней гимнастики.

Успехи учащихся оценивались на основании составления на них характеристик каждым педагогом. Характеристика нужна была и для того, чтобы сориентировать педагога в направлениях учебно-воспитательной работы с каждым учащимся, исходя из его склонностей, способностей и потребностей.

Для проживания юношей, в Лицее отводилась отдельная комната каждому. Свободного времени у учащихся, практически не было. А если и удавалось его выкроить, то юношам внушалось, что его необходимо использовать с пользой. Поэтому, много времени отводилось на чтение, устраивались собрания, на которых юноши обсуждали какую-то тему: прочитанную книгу, новость, политическую проблему и т.д., вели дискуссии.

Судьба Лицея и его преемственность в современном обществе

Царскосельский Лицей не просуществовал долго. В 1843 году Лицей был переведен Николаем I в Санкт-Петербург и переименован в Императорский Александровский Лицей. Традиции и особенности организации обучения в Лицее сохранялись до окончательного закрытия Лицея - 1917 года.

Одним из учащихся, причем, одним из первых учащихся, Царскосельского Лицея был А.С. Пушкин. Память о нем до сих пор выражается в виде бюста поэта, установленного в саду Лицея.

В конце мая 1918 года Лицей был окончательно закрыт и на его месте открыт Пролетарский техникум.

В современном обществе существует большое количество лицеев. Особенно они были популярны в СССР. Конечно, обучение в них не может характеризоваться теми же показателями, что и обучение в Царскосельском Лицее. Вообще, особенность и значимость лицейского образования до сих пор, так и не установлена.

Лицей, в современном обществе, представляет собой разновидность образовательной организации, реализующей деятельность по следующим ориентирам:

  1. Создание социокультурного пространства для решения важных социальных проблем отдельного города, региона и всего государства.
  2. Обучение с сохранением ментальности российского народа, его культурных традиций, самобытности.
  3. Взаиморазвитие педагога и учащегося в процессе творческой деятельности.
  4. Опора и укрепление общечеловеческих ценностей в система социального взаимодействия.

Обучение в лицеях сегодня отражает связь эпох и преемственность в традициях гуманистического образования и современных демократических тенденций развития образовательной системы.

Обучение в лицее не подчиняется стандартам образования, не имеет, присущих другим учебным организациям, оценок качества его деятельности. Обучение в лицее является отдельным направлением, своеобразным путем личностного и профессионального роста учащихся.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 25.07.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot