Понятие воспитания
Воспитание представляет собой целенаправленное, специально организованное педагогическое взаимодействия педагога и обучаемого, процесс организации многосторонней деятельности для формирования нравственных, политических, эстетических и физических качеств, процесс развития способностей человека и становления отношений с окружающей действительностью.
Воспитание – достаточно сложный педагогический процесс, который непосредственно связан с деятельностью субъектов данного процесса и их активностью.
Разрабатывая программу воспитательной работы необходимо учитывать специфику конкретного коллектива, группы, опираться на цели и конкретные задачи. При этом существуют общие концептуальные положения, ориентируясь на которые можно значительно повысить продуктивность воспитательного процесса.
Воспитание – организованный процесс
В педагогике есть разные подходы к организации воспитательной работы. Педагоги делятся на три категории:
- Одни полностью отрицают необходимость в специальной организации воспитательной работы.
- Другие считают, что она должна реализовываться в процессе обучения в симбиозе с воспитывающей функцией.
- Еще одна группа педагогов полагает, что в условиях учебного учреждения такая работа необходима, так как процесс учения не позволяет решать определенные задачи воспитания. Такие разные подходы существовали еще со времен появления в России университетов, при этом первая и вторая точки зрения преобладали. После выделения в середине $XIX$ века категории «воспитание» в педагогической науке произошло переосмысление ее и в образовании.
Внеурочная воспитательная работа - это самостоятельная категория, которая связана с учебным процессом. Воспитание и обучение имеют одну общую цель – формирование личности. Но воспитание не является продолжением учебного процесса, его нельзя просто свести к дополнительным занятиям.
Воспитание опирается на общие с обучением цели, но параллельно должно реализовать собственную цель, содействовать духовному и физическому развитию человека, формированию необходимых индивидуальных и социальных качеств.
Цель воспитания – развитие личности
Воспитательная работа руководствуется целью – разностороннее развитие человеческой личности с опорой на индивидуальность человека.
Частично данная цель осуществляется в процессе обучения, но только частично, так как обучение наделено собственной целью и ограничено рамками учебных программ и особенностями его организации. Внеурочная воспитательная работа обладает множеством возможностей для реализации этой цели.
Комплекс целей формируется, как правило, коллективом преподавателей, а ученики зачастую относятся к ним отстраненно или выдвигают свои привлекательные для себя цели. Целеполагание должно быть совместной деятельностью педагогов и воспитанников.
Системный подход в воспитании
Эффективность воспитания пропорционально зависит от наличия системности в этом процессе. В реальной учебной жизни, что разноплановые компоненты не систематизированы и используются эпизодически. В результате исследований доказано, что при педагогической систематизации всех средств, которые имеются в учебном заведении, уровень эффективности воспитательного процесса значительно повышается.
Сложной задачей является преобразование учебного заведения в продуктивную воспитательную систему. Оно должно быть пронизано воспитывающим духом. Такой нравственно-эстетический микроклимат мечтают создать многие руководители учебных учреждений, но удается это не всем.
О создании воспитательной упорядоченной системы, можно говорить, если воспитание превращается в функцию всего социального организма. Эта функция наделена своей логикой функционирования, развития, саморегуляции, самоорганизации.
Роль педагога и воспитанника в процессе воспитания
Во многих педагогических концепциях педагог считается ведущей фигурой воспитательного процесса. В таком случае воспитание приобретает авторитарный характер. Не снижая значение педагога и организованной педагогической деятельности, в процесс воспитания необходимо включать самого воспитанника, его собственный потенциал и активность. Делать это следует на всех ступенях организации воспитания, начиная уже с планирования.
Каждый индивид изначально самобытен, каждый по-своему воспринимает и персонифицирует внешние влияния, социальный опыт, отношения с другими субъектами процесса воспитания, каждый обладает своими темпами в воспитании и развитии, участвуя в одной деятельности. Данное положение требует превращения учеников в активных участников, субъектов воспитания.
Воспитательная система всегда наделена авторскими чертами педагога. При этом педагогические элементы могут повторяться и присутствовать в других воспитательных системах и даже выполнять другие функции.