Классификация коллективов
Коллектив является динамическим объединением людей. Формирование и развитие коллектива происходит под влиянием борьбы противоречий, столкновений интересов коллектива и отдельных его представителей, потребностей личности и возможностей их реализации в условиях коллектива.
Человек может входить в состав одновременно нескольких коллективов или менять их в процессе жизнедеятельности. Коллективы могут различаться по содержанию, реализации внешних функций, по структуре межличностных отношений; по длительности функционирования; по социально-юридическому статусу.
По содержанию коллективы могут быть учебные, трудовые, научные, творческие, спортивные и другие.
По социально-фиксированному статусу коллективы подразделяются на формальные и не формальные. Первые имеют юридический статус, а вторые основываются на добровольном изъявлении членов. Формальные коллективы призваны выполнять, как правило, социальную задачу, а в не формальных реализуются личные потребности членов коллектива.
По продолжительности функционирования коллективы группируются на основе временного фактора и бывают постоянные, временные, ситуативные.
Методика создания коллектива
Любой коллектив, независимо от его формы и содержания может развиваться только в процессе совместной деятельности членов коллектива.
Существуют определенные правила, при которых коллективное взаимодействие будет успешным:
- наличие общей цели у всех членов;
- активное участие в коллективной деятельности каждого участника;
- сочетание традиционных и вариативных методов достижения цели, для достижения которой создается коллектив;
- ориентация на успех и позитивная оценка деятельности каждого члена;
- согласованность по времени, месту, объему действий и т.д.
Коллектив будет эффективно взаимодействовать и развиваться при условии наличия четких требований к участникам. Эти требования, правила и нормы совместной жизнедеятельности должны быть разъяснены и усвоены членами коллектива.
В отечественной педагогике развитие получила концепция, согласно которой коллектив в своем развитии проходит три стадии.
- На начальной (первой) стадии требования к воспитанникам предъявляются воспитателем. Он организует деятельность по реализации этих требований, основываясь на перспективах-целях.
- На второй стадии требования к коллективу предъявляется активом, т.е. группой из членов коллектива, которая организует деятельность воспитанников. Роль воспитателя на этом этапе становится скрытой Начинает работать принцип параллельного действия. Направление заданное воспитателем при этом не меняется.
- Третья стадия подразумевает повышение активности всех членов коллектива. Складывается система самоуправления. Педагог передает вместе со своими полномочиями и обязанности, а это формирует ответственность.
Такая теория называется систематикой перспективных линий. Советский педагог А.С. Макаренко считал, что важным в развитии коллектива и человека, как его части, является перспектива или цель. Его теория называется систематикой перспективных линий. Она предполагает постановку близких, средних и далеких целей. Близкая перспектива рассчитана на короткий промежуток времени до момента реализации и не предполагает больший усилий для этого. Средняя перспектива требует более продолжительного времени для достижения цели и приложения определенных усилий. Дальняя перспектива, соответственно, рассчитана на длительный срок.
Прохождение этих стадий развивающимся коллективом происходит плавно, один этап наслаивается на другой. Коллектив не имеет предела в своем развитии. После прохождения третьей стадии члены коллектива готовы к самовоспитанию.
Это не единственная теория развития коллектива. Интересной представляется теория Л. И. Уманского, которая предполагает развитие определенных признаков для трансформации группы в коллектив. Согласно этой теории существуют следующие уровни развития коллектива.
- Группа-конгломерат объединяет ранее не знакомых членов, общая цель отсутствует, а взаимодействие между членами носит ситуативный характер.
- Группа-ассоциация характеризуется наличием личностных целей объединенных заданием.
- Группа-кооперация – это уже определенная организационная структура с достаточно высоким уровнем групповой подготовленности, общение в этой группе носит деловой характер.
- Следующий уровень – группа-автономия. В такой группе очень сильна внутренняя сплоченность и единство, но только внутри группы.
- Группа-корпорация является, по сути, гипертрофированной формой автономии.
- Финальный уровень развития – группа-коллектив. В коллективе взаимодействие налажено не только внутри, но и активно развиваются межколлективные связи.
Факторы, влияющие на развитие коллектива
Развитие коллектива происходит, как показано на рисунке 1.
Рис.1
Выделяются факторы, которые оказывают непосредственное влияние на формирование и развитие коллектива:
- правильное предъявление педагогических требований;
- формирование здорового общественного мнения;
- организация увлекательных перспектив;
- организация самоуправления;
- создание и развитие традиций коллективной жизни.
Педагогическое требование помогает установить дисциплину в коллективе и организовать совместную деятельность. Это инструмент управления воспитанниками. Требование педагога должно поддерживаться подавляющим большинством членов коллектива.
Общественное мнение в коллективе формируется налаживанием практической деятельности и проведением бесед, собраний, организованных сборов.
Большое значение для формирования коллектива имеет организация перспективных устремлений, о чем говорилось выше.
Немаловажным фактором развития коллектива является накопление и укрепление традиций внутри коллектива и между отдельными коллективами.
А. С. Макаренко писал, что ничто так не укрепляет коллектив, как традиция. Воспитать традиции, а так же сохранить их является важной задачей воспитательной работы с коллективом.