Функции классного руководителя заключаются в создании условий для комфортной и успешной жизнедеятельности учащихся, в содействии их развитию, в становлении их духовности и помощи в постижении жизненного смысла. Основываясь на этом, классный руководитель выполняет ряд функций, в частности: аналитическую, организационно-координирующую, прогностическую и коммуникативную.
Деятельность классного руководителя
Деятельность классного руководителя – это основной механизм реализации индивидуального подхода к учащимся. Данная деятельность обусловлена современными задачами, которые педагог ставит перед собой. Классный руководитель осуществляет деятельность следующего содержания: общественное развитие ребенка, сохранение его индивидуальности и раскрытие его потенциальных способностей.
Классному руководителю необходимо осуществлять изучение личности воспитанника, его личных склонностей и интересов. Педагог в этой роли призван создавать благоприятную атмосферу и морально-психологический климат для каждого отдельно взятого ребенка в группе. Классный руководитель должен направлять и провоцировать самовоспитание и саморазвитие личности учащегося. В обязанности классного руководителя входит координация деятельности учителей-предметников с целью интеллектуального, нравственного развития своих воспитанников и осуществления помощи в учебе.
Педагог, занимающийся классным руководством, должен содействовать получению дополнительного образования учениками через кружки, клубы, секции, которые организовываются непосредственно в школе или в учреждениях дополнительного образования.
В обязанности классного руководителя входит организация воспитательной деятельности в классе, соответствующей возрастным интересам, национальным традициям и требованиям реальной жизни. Построение содержания жизнедеятельности классного коллектива зависит именно от классного руководителя.
Забота о здоровье и безопасности вверенных педагогу детей, участие в диспансеризации учащихся, пропаганда здорового образа жизни являются неотъемлемой частью работы классного педагога.
Классный руководитель работает в очень тесном контакте с родителями учащихся, ведет индивидуальную работу с родителями по коррекции ошибок семейного воспитания, организует совместную деятельность детей и родителей, занимается повышением педагогической культуры родителей.
Основные функции
Сформулируем основные функции, которые определяют вышеперечисленное содержание деятельности классного руководителя:
- аналитико-прогностическая,
- организационно – координирующая,
- коммуникативная,
- предупредительно – профилактическая,
- охранно-защитная,
- коррекционная.
Рис. 1
Рассмотрим некоторые функции подробнее. Аналитическая функция включает в себя:
- получение и обработку индивидуальной информации об учениках, уровне их психофизического развития, социальном окружении и семейной ситуации, в которой они находятся;
- изучение и анализ развития личности отдельного ребенка и коллектива в целом;
- анализ и объективная оценка уровня воспитанности учащихся;
- изучение и анализ воспитательного потенциала педагогов, работающих с классом;
- изучение и анализ влияния окружающей среды на уровень воспитанности учащихся.
Прогностическая функция, частично строится на результатах функции аналитической и включает:
- предвидение результатов воспитательного воздействия на учащихся;
- прогнозирование индивидуального уровня развития школьников;
- прогнозирование процесса формирования коллектива и его деятельности;
- построение модели воспитательной деятельности в классе;
- составление планов воспитательной работы в классном коллективе.
Организационно-координирующая функция заключается в непосредственной или опосредованной помощи воспитанникам и заключается в следующем:
- помощь в организации разнообразной общественной деятельности воспитанников;
- помощь учащимся в организации учебной работы;
- организация работы органов детского самоуправления с целью привития основных навыков самоорганизации, ответственности и умения принимать решения;
- содействие в получении учащимися дополнительного, в том числе внешкольного образования;
- создание благоприятных условий для самовоспитания, саморазвития личности ребенка;
- психологическое просвещение воспитанников совместно со школьным психологом;
- организация тесного взаимодействия с семьями учеников;
- защита законных прав и свобод своих учеников;
- организация взаимодействия с учителями-предметниками, социальным педагогом, школьным психологом, сотрудниками библиотеки, медицинскими работниками школы (рис.2).
- стимулирование и поддержка совместной творческой и инновационной деятельности воспитанников, родителей и педагогов.
- работа в составе педагогического совета и в совещаниях;
- помощь в профессиональном самоопределении выпускников;
- организация различных внеурочных мероприятий;
- ведение классной документации, в том числе классного журнала, учет посещаемости, личных дел, плана своей работы;
- участие в оптимизации материально-бытовых условий для развития учеников и их творческой активности.
Рис. 2
Коммуникативная функция, является одной из самых важных в деятельности классного руководителя и зависит от личных коммуникативных навыков педагога. Данная функция включает:
- помощь в формировании и регулировании межличностных отношений в среде воспитанников;
- содействие в построении благоприятных взаимоотношений между учителем и учеником, между учителем и родителями, между родителями и учениками;
- помощь воспитанникам в установлении отношений с социумом;
- коррекция поведения учащихся;
- установление и поддержание положительного психологического климата в коллективе.