Отход от авторитарного, социоцентрического воспитания, становление антропоцентричного подхода, гуманизация, демократизация отечественной системы образования актуализирует необходимость адаптации традиционных концептуальных педагогических категорий под обновленные дидактические требования, интенсифицирует процессы выработки новых форм взаимодействия между всеми участниками воспитательного процесса.
Подходы к дефиниции формы воспитания
Под формой воспитания в современной педагогике понимается внешнее выражение содержания воспитательного процесса, которое находит свою репрезентацию в актах, действиях, операциях, процедурах, средствах и приемах воздействия.
В отличие от методов, которые относятся к содержательно-процессуальной стороне педагогических процессов, форма отражает исключительно внешнюю, процессуальную сторону воспитательного воздействия. Адекватная форма воспитания, ее соответствие содержательной стороне воспитания, обеспечивает эффективность процессов воспитания, образования и обучения.
Воспитательные формы имеют вариативный характер, модифицируются в зависимости от целей, задач, конкретной педагогической ситуации.
Структура воспитательной формы
Системно-структурный анализ воспитательной формы позволяет определить категорию как совокупность организаторских приемов, актов и воспитательных средств взаимодействия между участниками воспитательного взаимодействия.
Организаторские приемы представляют собой действия, направленные на решение конкретных организаторских задач, достижение конкретных поставленных целей, могут быть направлены на распределение поручений, поэтапность, последовательность реализации воспитательного воздействия, выступают инструментами вовлечения воспитанников во взаимодействие, критериев оценивания правильности выполняемых действий.
Усиление эффективности организаторских приемов осуществляется благодаря педагогическому воздействию, направленному на стимулирование активности воспитуемых, вовлечение их в воспитательный процесс, активизацию взаимодействия, направленного на реализацию воспитательных целей.
Под воспитательными средствами понимают предметы духовной или материальной культуры, педагогические условия, воспитательный потенциал социально-природной окружающей среды, который может быть использован для достижения поставленных целей.
Воспитательные средства могут иметь непосредственный, прямой или опосредованный, косвенный характер воспитательного воздействия. К непосредственным, прямым воспитательным инструментам относят организационные правила, условия, регулирующие деятельность участников взаимодействия; к косвенным – соответствующее музыкальное, художественное, световое, иллюстративно-наглядное оформление, усиливающие педагогическое воздействие.
Подходы к классификации форм воспитания
В современной педагогической науке существует несколько подходов к классификации воспитательных форм на основании различных критериев. На основании критерия воспитательных целей, на достижение которых направлено внедрение формы, выделяют следующие виды педагогического взаимодействия:
- формы формирования мировоззренческой парадигмы, сознания и самосознания личности;
- формы формирования социального опыта личности, реализации социализации, адаптации к требованиям общества на конкретном историческом этапе развития;
- формы стимулирования деятельности воспитанников;
- формы рефлексии, саморефлексии, контроля и самоконтроля деятельности субъектов воспитательного процесса.
Таким образом, адекватный выбор воспитательных форм позволяет оптимизировать соответствие процессуальной стороны воспитания его наполнению, повышая эффективность педагогического воздействия при реализации различных видов взаимодействия всех субъектов образовательно-воспитательного процесса.