Классификация методов обучения
Методом обучения является способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности педагога и обучаемых, которая направлена на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения.
Методы обучения – это важный компонент учебного процесса. Без подходящих методов деятельности нет возможности реализовать цели и задачи обучения, достичь усвоения обучаемыми содержания учебного материала.
Рис.1
Существует три основные группы методов обучения и множество подгрупп:
- методы осуществления и организации обучения:
- по источнику передачи и восприятия деятельности:
- словесные,
- наглядные,
- практические.
- по логике передачи и восприятия информации:
- индуктивные,
- дедуктивные.
- по самостоятельности мышления:
- репродуктивные,
- проблемно-поисковые.
- по степени управления учебной деятельностью:
- под руководством преподавателя,
- самостоятельная работа обучаемых.
- методы стимулирования интереса к обучению:
- познавательные игры,
- учебные дискуссии,
- эмоционально-нравственные ситуации,
- организационно-деятельностные игры.
- методы стимулирования ответственности:
- убеждения,
- требования,
- поощрения и наказания.
- методы устного контроля и самоконтроля:
- индивидуальный опрос,
- фронтальный опрос,
- устный зачет;
- устный экзамен.
- методы письменного контроля и самоконтроля:
- письменные контрольные работы,
- письменные зачеты,
- письменные экзамены;
- письменные работы.
- методы практического контроля и самоконтроля:
- машинный контроль;
- лабораторный контроль.
Такая классификация методов обучения является достаточно целостной, так как учитывает основные структурные элементы деятельности. В ней целостно раскрываются основные аспекты познавательной деятельности: восприятие, осмысление и практическая деятельность. Данная классификация не только соединяет различные подходы, но и рассматривает их во взаимосвязи и единстве. Важен при этом выбор оптимального сочетания методов.
Каждый метод можно представить состоящим из совокупности методических приемов. Поэтому методы можно определить как совокупность методических приемов, которые обеспечивают решение задач обучения.
В каждом отдельном случае эффективен определенный метод обучение или их сочетание. Рассмотрим критерии выбора методов обучения.
Методы по источнику восприятия и передачи деятельности
Словесные методы обучения включают рассказы, лекции, беседы и т.д. При использовании этого метода педагог посредством слова излагает и объясняет учебный материал, а обучаемые слушая, запоминают и осмысливают его, воспринимают и усваивают. Рассказ предполагает устное повествовательное изложение материала, которое не прерывается вопросами к обучаемым. Цели у рассказа разные, как и ситуации для использования. Рассказ-вступление готовит учащихся к усвоению нового учебного материала. Этот вид рассказа достаточно краток и эмоционален, он призван вызвать интерес к новой теме. Во время такого рассказа в доступной форме сообщаются задачи деятельности учеников. Рассказ-изложение позволяет раскрыть содержание новой темы. Он излагается по плану, последовательно, с применением иллюстраций и ярких примеров. Рассказ-заключение призван резюмировать главные мысли, формулировать выводы и обобщения.
Данный метод эффективен при дистанционном обучении. Эффективность применения рассказа обусловлена тщательным продумыванием темы, удачным подбором примеров и иллюстраций, поддержание эмоционального тонуса в изложении.
Учебная лекция, в отличии от рассказа, предполагает устное изложение учебного материала большой емкости и сложности. Эффективность проведения лекции зависит от продумывания плана лекции, логически последовательное изложение пунктов плана с выводами. Важно обеспечить доступность изложения, объяснять термины, подобрать примеры и средства наглядности. Лекция читается в темпе, дающем возможность делать необходимые записи.
Метод беседы требует разговора между педагогом и учениками. Беседа организуется посредством системы вопросов, подводящих учеников к усвоению фактов, новых понятий и закономерностей. В ходе применения метода беседы используются приемы постановки вопросов и обсуждения ответов и мнений учеников, приемы корригирования ответов, приемы формулирования выводов. Вопросы к беседе должны быть емкими для возможности целостного восприятия. Вопросы должны требовать от учащихся сложных ответов.
Наглядные методы очень важны для обучаемых, которые имеют визуальное восприятие действительности. Применение наглядных методов обучения должно одновременно развивать и абстрактное мышление обучаемых. Наглядные методы обучения требуют сочетания со словесными методами.
Практические методы применяются в процессе обучения в сочетании со словесными и наглядными методами обучения, так как практической работе должно предшествовать пояснение педагога в виде инструкции.
Индуктивные и дедуктивные методы обучения
Индуктивные и дедуктивные методы обучения раскрывают логику раскрытия содержания учебного материала: от частного к общему или наоборот.
Индуктивный метод полезен при изучении фактического материала. Широко применяются индуктивные методы при изучении технических устройств и реализации практических заданий. Индуктивный метод позволяет решать многие математические задачи. Но индуктивный метод требует большого количества времени на изучение нового материала. Он не способствуют развитию абстрактного мышления.
Дедуктивный метод позволяет быстро проходить учебный материал, активно развивает абстрактное мышление. Его целесообразно применять при изучении теоретического материала.
При использовании данных методов содержание учебного материала раскрывается логическим образом - индуктивно или дедуктивно.
Репродуктивные и проблемно поисковые методы обучения
Репродуктивное мышление предполагает активное восприятие и запоминание информации. Применение этих методов возможно только с использованием словесных, наглядных и практических методов обучения. Перечисленные методы являются материальной основой этих методов. Эффективно применять репродуктивные методы, когда содержание учебного материала информативно, несет описание способов практических действий, не предполагает поиска знаний. Репродуктивные методы обучения не способствуют развитию мышления, самостоятельности, поисковой деятельности.
Проблемно-поисковые методы применяются при проблемном обучении. При таком подходе педагог искусственно создает проблемную ситуацию и организует обсуждение возможных подходов к ее решению. Проблемно-поисковые методы обучения очень эффективны для дистанционного обучения. Изложение материала методом проблемного рассказа или лекции требует от преподавателя размышлений, доказательств, обобщений, анализа фактов и порождение мышления слушателей. Наглядные пособия при таком методе обучения применяются исключительно для постановки экспериментальных задач. Проблемно-поисковые упражнения используются для самостоятельного выполнения действий обучаемыми, которые подводят его к усвоению новых знаний.
Методы стимулирования ответственности
Данные методы требуют объяснения общественной и личной значимости учения, предъявления определенных требований, поощрения добросовестного исполнения обязанностей. Чувство ответственности воспитывают путем привлечением слабых учеников для выполнения образцов работы более сильных; закреплением устоявшихся способов деятельности; привлечением учеников к анализу сложных задач; поддержанием эмоциональной творческой атмосферы на уроках.