Принципы обучения правильно рассматривать системно. Система принципов обучения формировалась посредством раскрытия взаимосвязи и взаимообусловленности принципов и объединила их пары в общие названия, например: «научность и доступность», «систематичность и связь теории с практикой» и другие. Определенная так система принципов выразила общность их характера, которая определяет содержание и течение педагогического процесса в образовательной практике. Система принципов позволяет строже учитывать условия обучения и производить их учет на основе взаимообусловленных требований, правил и подбора соответствующих методов. Система принципов обладает возможностью целостно отражать процесс обучения и дает возможность комплексно подходить к его совершенствованию.
Системе принципов обучения присущи интегративные черты, среди них: целесообразность, эффективность, открытость содержания и возможность применения новых технологий. Функциональная и целенаправленная система принципов имеет своей целью получение результата образования - воспитывающего и развивающего воздействия на личность. Каждый принцип, являясь компонентом системы принципов, вносит свою определенную долю влияния в достижение общего результата. Для оценки степени достаточности включенных в систему принципов, необходимо рассмотреть принципы обучения, которые составляют основу современной системы принципов обучения.
Принцип развивающего и воспитывающего обучения
В качестве основного системообразующего принципа выступает принцип развивающего и воспитывающего обучения, раскрывающий сущностный характер современной концепции обучения.
Парным ему является принцип социокультурного соответствия. Остальные принципы, включаемые в систему, занимают различные уровни системы, соответствующие условиям реализации педагогического процесса.
Каждый принцип системы действенен при условии действия всех остальных, проявляется через них и абсорбирует их в себя. На рисунке 1 приведена схема взаимообусловленности всех принципов обучения. В современной системе принципов обучения выделяется четыре уровня системности. Каждый из уровней представляет собой двухуровневую структуру, обеспечивающую целенаправленность в достижении поставленных результатов.
Рис. 1
Первый уровень системы состоит из двух парных принципов, которые исторически формировались как базис системы воспитания и обучения. К ним относятся:
- принцип положительной мотивации и благоприятного эмоционального фона обучения,
- принцип сочетания индивидуальных и коллективных форм обучения.
Принцип благоприятного эмоционального климата и положительной мотивации
Принцип благоприятного эмоционального климата и положительной мотивации управляет коммуникативной стороной обучения, определяет характер отношений в коллективе, предусматривает сотрудничество и сотворчество между педагогами и учащимися, создает атмосферу доверия и благожелательности, товарищеские отношения, поддерживает здоровую конкуренцию между учениками. Одновременно с этим принцип сочетания индивидуальных и коллективных форм обучения поддерживает организационную составляющую учебного процесса. Эти две формы обучения обладают своим потенциалом развития и достаточными ограничениями. Полная индивидуализация обучения, и только коллективный способ обучения исключают разнообразие общения и возможность учиться формам эффективного взаимодействия. Сочетание этих форм обучения способствует выработке групповой дифференцированной работы, основанной на самостоятельной познавательной и преобразующей деятельности.
Второй уровень функционирования системы включает два парных принципа, которые характеризуют внутренние условия эффективного овладения знаниями:
- принцип сознательности и активности обучаемых,
- принцип наглядности, доступности и прочности.
Объединение трех принципов наглядности, доступности и прочности в один не случайно, в таком сочетании этот принцип регулирует:
- сбалансированное сочетание популярности и понятности с познавательными трудностями, которые не выходят за пределы «зоны ближайшего развития» и определяют степень трудности в обучении;
- организацию вариативного повторения в различных ситуациях;
- переход познания от чувственно-наглядного к абстрактно-логическому с параллельным изменением наглядности от чувственно-конкретной к абстрактной и символической.
Первоначальное познание естественной наглядности, выраженной в натуральных предметах и объектах реального мира, служит основой для последующего познания изобразительной наглядности, выраженной в рисунках, фотографиях и т.д., переходящей к освоению абстрактно-символической наглядности, то есть схем, таблиц, графиков и символов. Принцип сознательности и активности учащихся в обучении формируется неотрывно от принципа наглядности, служит его логическим продолжением. Данный принцип выражает смысл деятельностного подхода в обучении. Он заключается в овладение знаниями и развитием через собственную активную деятельность учащихся, порождающую сознательность и понимание целей деятельности. В процессе обучения должны стимулироваться все уровни активности учащихся, для того чтобы творческая активность ребенка не угасала к окончанию обучения под давлением увеличивающегося объема информации.
Третий уровень системы принципов обучения включает принципы, раскрывающие содержание учебной деятельности, предмет и характер деятельности. К этим принципам относятся:
- принцип научности и взаимосвязи теории и практики,
- принцип систематичности и системности.
Принцип научности структурирует содержание образования в его трансформации от описания к объяснению, от объяснения к прогнозу, от фиксации фактов к обобщению, от симбиоза логического анализа и конкретно-исторического подхода к переработке познанного и овладению методами научного исследования. Данная структура позволяет постигать теоретические закономерности познания мира от теории к практике и от практики к теории. Такое движение основывается на разнообразных формах работы: знакомства с фактами и событиями, выполнение практических работ, упражнений и экскурсий. Наука представляет собой систему знаний и требует систематической работы, которая включает в себя оперирование теоретическими понятиями и практическими способами преобразования действительности. В связи с этим план учебной деятельности должен опираться на принцип системности. Принцип системности состоит из логичности, последовательности и преемственности в изложении знаний. Это позволяет каждому следующему этапу базироваться на предшествующем и продолжать его. Существуют определенные приемы, которые позволяют повысить уровень системности знаний, основываясь на:
- выделения главного;
- структуризации и синхронизации;
- компактной целостной подачи учебного материала.
Четвертый, уровень системы представлен ведущими принципами, о которых говорилось выше, на их достижение направлена вся система принципов. Описанная последовательность принципов в их системности показывает их ориентацию на развивающие и воспитывающие цели, вместе с тем регулирует систему конструирования и осуществления педагогического процесса в соответствии с реальными условиями его реализации.