Сущность проектного метода обучения
Проектный метод обучения – это метод, направленный на развитие творческих и познавательный процессов, критического мышления, умения самостоятельно получать знания и применять их в практической деятельности, ориентироваться в информационном пространстве.
Одной из особенностей метода проектов можно назвать то, что он ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, организованную в виду индивидуальной, парной или групповой работы, выполнение которой ограничено конкретным временным отрезком. Самостоятельная деятельность учащихся направлена на поиск и усвоение учебной информации. Метод проектов органично сочетается с методом сотрудничества в обучении.
Проектный метод обучения предполагает осуществление работы не только над осознанием какой-то проблемы, но и над процессом ее раскрытия. От учащегося требуется спланировать действия работы над решением проблемы, сформулировать гипотезу и замысел решения, четко распределить роли, если работа осуществляется в группе, описать задание для каждого члена и условия взаимодействия.
Использование проектного метода обучения осуществляется тогда, когда в образовательном процессе возникает творческая или исследовательская задача, решение которой требует от учащихся использования интегрированных знаний в различных областях, а также применения исследовательских методик. Особенность проектного метода обучения заключается в том, что существенным вопросом является теоретическая, практическая и познавательная значимость полученных результатов.
Проектный метод обучения предусматривает разработку проекта, который заранее тщательно планируется педагогом и обсуждается с учащимися. Процесс внедрения проекта в образовательный процесс предполагает подробное структурирование содержательной части, с выделением и указанием получения предполагаемых результатов на каждом этапе. Кроме того, педагог заранее обозначает, чем могут пользоваться учащиеся в процессе работы над проектом (ПК, Интернет и т.д.).
Таким образом, основой проектных методов обучения является исследовательская деятельность учащихся, организованная педагогом и направленная на развитие их творческого потенциала и познавательной активности.
Этапы организации проектного метода обучения
Организация проектного метода обучения предусмотрена последовательность следующих этапов:
- Определение исследовательской проблемы проекта, на ее основании формулировка и постановка задач исследования.
- Выдвижение гипотезы исследования, направленной на решение поставленных задач.
- Определение методов исследования.
- Осуществление сбора данных и первичной информации, необходимых для проведения исследования.
- Анализ полученных данных и информации.
- Формулировка и оформление конечных результатов исследования.
- Подведение итогов: выводы, корректировка (осуществляется посредством использования следующих методов: «мозговой штурм», «круглый стол», творческие отчеты и т.п.).
Возможные проблемы организации проектных методов обучения чаще всего возникают, в случае если педагог не имеет необходимых знаний и опыта:
- Не умеет вести статистику
- Не владеет методами обработки данных
- Не владеет различными методами творческой деятельности
- Не способен логично и последовательно организовать учебный процесс в целом
Выбор тематики проектных методов обучения в разных ситуациях осуществляется по-разному:
- Определяются и утверждаются специалистами органов образования в рамках утвержденной образовательной программы учебного заведения.
- Выдвигается непосредственно педагогом, на основании учебной ситуации в рамках той образовательной дисциплины, которую он преподает, а также с учетом интересов, потребностей и способностей учащихся.
- Предложение тематики проектов поступает от самих учащихся, которые ориентируется не только на познавательные, творческие и прикладные интересы, но и на свои собственные.
Тематика проектных методов обучения может касаться различных областей науки, теоретических и практических вопросов учебной программы. Основная цель темы проектного метода обучения – это углубление и расширение знаний отдельных учащихся, а также дифференциация образовательного процесса. Чаще всего тема проекта определяется на основании практического вопроса, который является актуальным в рамках практической жизнедеятельности, требует привлечения знаний учащихся не по одному определенному предмету, а одновременно из разных областей. Таким образом, в процессе реализации проекта достигается естественная интеграция знаний учащихся.
Требования к проектному методу обучения
Основные требования к использованию метода проектов:
- Наличие творчески значимой проблемы, решение которой требует от учащихся интегрированных знаний и навыков исследовательской деятельности.
- Обязательная познавательная и практическая значимость результатов, полученных по итогам реализации проекта.
- Осуществление самостоятельной деятельности учащихся в процессе осуществления исследовательской работы по проекту.
- Наличие структурированной содержательной части исследовательского проекта.
Эффективность организации проекта во многом зависит от его типа. Различают несколько типов проектов, в зависимости от:
Доминирующей в проекте деятельности:
- поисковые
- исследовательские
- творческие
- прикладные
- ознакомительно-ориентировочные и т.п.
Предметно-содержательной области:
- межпредметные
- монопроекты
Характера координации проекта:
- непосредственный (гибкий или жесткий)
- скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов)
Характера контактов (между учащимися одного класса, школа, города и т.д.).
Метод проектов может принести пользу только при правильном его применении, хорошо продуманной структуре осуществляемых проектов и личной заинтересованности всех участников проекта в его осуществлении.