Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Принципы и критерии отбора учебного материала

Взаимосвязь научного и учебного знания

Основу учебного материала составляют предметные знания, которые представляют собой систему научных, технических и технологических понятий, определенным образом сформулированных и структурированных.

Определение

Предметные познания – это научные знания, которые были преобразованы в учебные знания.

Научные знания состоят из:

  • предметных научных знаний (к примеру, описание явлений, объектов, процессов и т. д.)
  • знаний о методах науки (о методах исследований, с помощью которых знания были получены)
  • логики науки (ход развития, разработка содержания и процедур исследований и др.)
  • историко-научных знаний (история науки, история решения научных проблем, творчество ученого, история открытий и т.д.)

Параметры сложности учебного материала включают в себя:

  1. информативность (количество новых понятий),
  2. новизну содержания,
  3. частоту употребления уже известных терминов,
  4. сложность предложений (их длина, конструкция),
  5. сложность структуры,
  6. абстрактность и др.

Принципы отбора учебного материала

Всё многообразие принципов В. В. Краевский выразил в трех главных принципах:

  • принцип соответствия содержания образования уровню современной науки, производства и основным требованиям развивающегося демократического общества;
  • принцип учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения, подразумевающий представленность всех видов человеческой деятельности в их взаимосвязи во всех предметах учебного плана;
  • принцип структурной целостности содержания образования на разных уровнях его формирования с учетом индивидуального развития учащегося, который предполагает взаимную пропорциональность, уравновешенность и гармоничность всех компонентов образования.

Критерии отбора учебного материала

Из указанных принципов следуют критерии отбора учебного материала:

  1. Критерий целостного отображения основных компонентов общественного опыта, перспектив его развития, задач многостороннего развития личности. В соответствии с этим критерием в содержание образования обязаны войти: познания о природе, человеке, обществе, культуре, технике, овладение способами деятельности по образцам; усвоение опыта творческой деятельности и формирование эмоционально-ценностных отношений, которые имеют важнейшее значение для перехода познаний в убеждения.
  2. Критерий выделения существенного, главного в содержании образования, высокой значимости изучаемого, т. е. отбора наиболее универсальных, нужных элементов.
  3. Критерий соответствия возрастным способностям воспитанников.
  4. Критерий соответствия времени, выделенному на исследование определённого предмета.
  5. Критерий учета отечественного и зарубежного опыта формирования содержания учебных программ.
  6. Критерий соответствия содержания учебно-материальному и методическому оснащению школы с учетом настоящих перспектив ее развития.

Таким образом, указанные принципы и критерии носят довольно общий характер, и их применение вызывает много вопросов. Как учитывать особенности возраста, не разрушив при этом систему той науки (или сферы опыта, вида деятельности), лежащую в основе школьного предмета? Как вывести детей на встроенные межпредметные представления о мире, методы его практического преображения? Как выявлять и оценивать развивающие способности тех или других тем? Чем определяется исключительная значимость определённых тем, способов, разделов, подходов? В решении этих вопросов помогут экспертные оценки, анализ исторического опыта, частично экспериментальная проверка.

Установление степени проблемности учебного материала

На основании краткого конспекта учебного материала и структурно- логической схемы (или схем) следует установить:

  • понятия, формируемые преподавателем. Необходимо далее определить, какие из них предполагается формировать методами проблемного обучения;
  • понятия, которые осваиваются учащимися самостоятельно. Необходимо установить, какими способами:
    1. работа с учебной литературой, с опорными конспектами и др. или
    2. частично-поисковыми или исследовательскими методами.

В случае использования проблемных ситуаций, проблемных вопросов при объяснении, закреплении, формировании умений и навыков разрабатывается их содержание.

Следует определить средства усиления новизны и занимательности учебного материала. Таковыми могут быть факты из биографии ученых и практиков, история открытия, неожиданные области применения, курьезы и т. д. Ими могут быть и некоторые из перечисленных средств создания мотивации, а также и другие средства, определяемые педагогом для конкретных ситуаций, исходя из специфики предметного содержания урока.

Принципы и критерии отбора учебного материала

Исходной информацией для разработки методики обучения является содержание учебного материала. Основой содержания являются предметные знания. Они представляют собой систему научных, технических и технологических понятий, определенным образом сформулированных и расположенных. Для изучения надо отбирать только необходимую информацию и дозировать ее объем соответственно познавательным возможностям учащихся. Что такое «понятие»? В методике «понятие» - это обобщенное знание о связях и закономерностях в изучаемом предмете, которое выражается в кратких и четких формулировках. Понятия подразделяются на опорные, которые усвоены учащимися, и новые. Все понятия (структурные элементы учебного материала) между собой связаны.

Отбор новых понятий, составляющих предметное знание. Как отбирать необходимый объем понятий? Возможны два способа:

  • экспертный, при котором экспертами являются компетентные и опытные преподаватели и методисты;
  • экспериментальный, при котором исследуется профессиональная деятельность специалистов, выпускников учебного заведения, и на этой основе определяется необходимое содержание учебного материала. На практике используются оба способа, взаимно обогащая, дополняя друг друга.

Методика отбора содержания учебного материала

Учебный материал:

  • должен соответствовать целям обучения;
  • содержать наиболее существенные, основополагающие сведения;
  • быть научным - вскрывать сущность процессов, явлений, событий;
  • быть доступным (доступность - относительное понятие, доступность зависит от того, кому мы объясняем). И, в то же время, материал должен быть достаточно сложным, т.к. очень простой материал не вызывает желание учиться.
  • быть профессионально направленным, жизненно значимым, интересным, новым. В нем должно быть рациональное сочетание материала учебника (основная часть) и дополнительной информации (интересные факты из разных источников по данной теме, история открытий, факты биографии ученых и практиков и т.д.);
  • оптимально сочетать теоретический, фактический, иллюстративный и практический материал;
  • быть структурированным, отражать связь ранее изученного материала с новым.
  • отражать задачи формирования разносторонне развитой личности будущего специалиста;
  • соответствовать имеющейся учебно-методической и материально-технической базе;
  • соответствовать по объему имеющемуся времени на изучение данного предмета (дисциплины).
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 28.01.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot