Совершенствование концептуальной основы современной педагогики выдвигает высокие требования к научности содержания образования. В свою очередь, высокая научность учебного материала, освоение сложной системы научных знаний в процессе образовательного процесса выдвигает реализацию принципа доступности как одного из ключевых педагогических принципов.
Впервые принцип доступности в обучении был выделен Я. А. Коменским, который сформулировал правила обучения от простого к сложному, от известного – к неизвестному. Данные положения стали педагогическими аксиомами, которые не потеряли своей актуальности и сегодня.
Дальнейшее освещение вопросы доступности обучения получили в трудах М. В. Ломоносова, К. Д. Ушинского, Н. Г. Чернышевского и др., которые указывали, что достижение доступного уровня содержания обучения зависит не только от дидактических материалов, но и личности педагога. Как одно из приоритетных положений педагогики принцип доступности был сформулирован в $50-60$-х годах $XX$ столетия.
Подходы к дефиниции принципа доступности в педагогике
Необходимость повышения доступности обучения вытекает из учета возрастных и индивидуально-психологических особенностей обучающихся, уровня их подготовки, того объема знаний, умений и навыков, который необходим для усвоения нового дидактического материала, научного знания.
В современной педагогике под указанным принципом понимают критерий отбора содержания обучения; меру посильной трудности, которая преодолевается в процессе целенаправленной, рационально организованной, управляемой педагогической деятельности.
Повышение доступности обучения требует от педагога максимально полного учета наивысшей границы умственных возможностей обучающихся с целью постоянного ее повышения; предполагает соответствие содержания, форм, методов, объемов учебного материала уровню подготовки обучающихся, тесную связь учебного материала с уровнем развития учащихся. Другими словами, доступность не должна пониматься как учение без трудностей, однако, трудности усвоения материала должны быть направлены на развитие личности обучающегося.
Таким образом, принцип доступности представляет собой критерий отбора дидактических материалов, выступает отражением соответствия содержания образования реальным возрастным, физическим, интеллектуальным возможностям обучающихся.
Факторы повышения доступности обучения
Основными факторами, влияющими на доступность обучения, выступают следующие:
- связь содержания нового учебного материала с уже сформированной системой знаний, умений и навыков обучающихся;
- необходимость включения в новый учебный материал привычных или непривычных рассуждений, форм и операций мышления;
- повышение доступности обучения требует учета интересов обучающихся.
Актуальность внедрения принципа доступности в педагогическую практику
В последние годы организация образовательного процесса все чаще осуществляется в отрыве от понимания природной сущности личности ребенка, становится здоровьезатратной, что приводит к перегрузке обучающихся. В результате необходимости усвоения огромных массивов материалов, происходит недостаточно полное, недостаточно глубоко усвоение учебного материала, что, в свою очередь, подрывает веру ребенка в собственные силы, порождает глубокий психологический кризис.
Практическое внедрение принципа доступности в педагогическую практику, построение обучения на основании учета реальных учебных возможностей обучающихся позволит избежать психологических, физических, моральных и интеллектуальных перегрузок ребенка, оптимизировать взаимоотношения содержательной и процессуальной сторон обучения, а, соответственно, повысить эффективность образовательно-воспитательного процесса в целом.