Понятие и характеристика практико-ориентированного метода обучения
В настоящее время в образовании происходит смена ориентиров, направленных на усвоение готовых учебных знаний, на самостоятельную, познавательную и активную учебную деятельность каждого учащегося. С этой целью педагогами внедряются в учебный процесс новые методы обучения, меняется и подход к обучению в целом. Центральное место теперь занимает личность учащегося, приоритетными становятся знания, полученные им самостоятельно. Большое значение приобретают дискуссии, беседы, исследования, а не механическое запоминание информации.
Одним из популярных и актуальных методов обучения становится практико-ориентированный метод обучения.
Практико-ориентированный метод обучения – это метод обучения, предполагающий освоение и усвоение учащимися образовательной программы и формирование практических умений, посредством выполнения реальных практических заданий и упражнений.
Практико-ориентированный метод обучения предусматривает:
- усвоение учебной программы не только в стенах образовательной организации, но и за ее пределами в реальных условиях, путем выполнения практических заданий (во время походов, экскурсий и т.п.);
- необходимое наличие в образовательной организации мест и площадок для осуществления практической работы (экологическая тропа в ДОО, теплица в школе и т.п.);
- организация практической деятельность в высших учебных заведениях по освоению практических навыков профессиональной деятельности.
Практико-ориентированные методы обучения имеют ряд характерных признаков, присущих только им:
- обеспечение перехода от дисциплинарной к междисциплинарной организации образовательного процесса;
- обеспечение перехода от адаптивной формы активности к креативной;
- обеспечение перехода от разобщенности процессов формирования нравственности личности и получения учебных знаний к процессу развития духовности и формированию практической деятельности;
- основным фактором обучения становится рефлексия учащегося;
- продуктивность образовательного процесса обеспечивается за счет: рефлексивной позиции учащегося, готовности к инновационной деятельности, наличия конкретной учебной позиции, ориентации на личную и творческую реализацию.
Важным условием применения практико-ориентированного метода обучения, является то, что учащийся становится не объектом учебного процесса, а его субъектом, имеющим возможность принимать активное участие в процессе обучения.
Содержание практико-ориентированного метода обучения
Практико-ориентированный метод обучения имеет следующее содержание и наполнение:
- Теоретическая часть, представлена семинарами, лекциями, занятиями по закреплению полученных знаний и т.д.
- Практическая (прикладная часть), включает в себя разнообразные игры (ролевые, игровые), лабораторные и практические работы, в высших учебных заведениях – учебные и производственные практики по изученным модулям и т.п.
- Самостоятельная работа, предусматривает самостоятельное выполнение учащимися письменных работ (рефераты, эссе, курсовые проекты и т.п.), исследовательских работ, самостоятельная работа в компьютерных классах и т.п.
- Участие в проектной деятельности, предполагает как самостоятельную проектную деятельность, так и совместную с педагогом.
Основу практико-ориентированного метода обучения составляет создание педагогом таких условий, в рамках которых учащиеся будут иметь возможности реализовать свои потребности к познанию и исследованию, освоить различные формы учебной деятельности и применять их в самостоятельной работе.
Таким образом, при реализации практико-ориентированного метода обучения происходит изменение роли педагога в учебном процессе. Педагог перестает быть «транслятором» готовых знаний, он принимает на себя роль менеджера, организующего и направляющего учебный процесс.
Принципы практико-ориентированного метода обучения
Основные принципы, на которые опирается педагог при реализации практико-ориентированного метода обучения – это принципы самостоятельности, свободы и сотрудничества.
Принцип самостоятельности – подразумевает организацию учебного процесса таким образом, чтобы дать учащимся возможность самостоятельного поиска и усвоения учебного материала, а также возможность осуществления самостоятельной практической и исследовательской деятельности.
Принцип свободы – направлен на то, что педагог должен предоставлять учащимся свободу выбора в поиске учебного материала, его усвоении, представлении собственных работ и т.д. То есть, педагог не должен ставить учащихся в рамки и шаблоны по освоению учебной информации.
Принцип сотрудничества – предусматривает равноправное участие педагога и учащихся в учебном процессе. Во время учебного занятия, обучающиеся не просто механических воспринимают учебный материал, а принимают равное активное участие обучении.
Главная направленность принципов практико-ориентированного метода обучения – всестороннее развитие мышления учащихся.
Таким образом:
- каждое учебное занятие должно быть интересно и познавательно, увлекать учащихся, мотивируя на обучение
- учебные задания должны быть не только интересны, но и выполнимы в процесс осуществляемой практической деятельности
- учебные занятия необходимо организовывать не по шаблону и стандарту, каждое должно быть оригинальным и запоминающимся, иметь элемент неожиданности
- доступность учебного материала, его соответствие возрасту и развитию учащихся.
Предметно-ориентированный метод обучения призван изучать предмет не ради предмета, а видеть значение рассматриваемых проблем (значение теоретическое, практическое, для расширения кругозора учащихся и т. п.).