Метод – это способ достижения поставленной цели, предполагающий определенную упорядоченную деятельность.
Понятие о методах и приемах обучения
Довольно часто понятие метод отождествляют с понятием приема. Однако это разные по содержанию и определению понятия.
Прием – это часть метода, являющаяся его конкретным элементом.
Методы обучения предполагают взаимосвязанную деятельность педагога и учащихся, направленность которой зависит от поставленной образовательной цели. В связи с чем, каждый метод обучения органично включает в себя образовательную деятельность педагога и активную учебно-познавательную деятельность детей.
Деятельность детей, в рамках метода обучения – активная и целенаправленная работа по восприятию и усвоению учебного материала, предоставляемого педагогом.
Деятельность педагога, в рамках метода обучения – изложение учебного материала, объяснение, организация учебного занятия и т.д.
Довольно часто роль педагога в учебном процессе сводится лишь к тому, что он определяет тему, проводит вступительную беседу, дает инструкцию по осуществлению самостоятельной учебной работе и только после этого предлагает детям осмыслить и усвоить учебный материал.
Таким образом, характер деятельности педагога зависит от того какой метод обучения им был выбран для освоения конкретной учебной темы. Однако, несмотря на вид метода, обязательным условием является упорядоченная и организованная деятельность педагога и детей.
Итак, под методами обучения понимают все способы обучающей работы педагога и организацию учебно-познавательной деятельности детей, направленные на решение дидактических задач и освоение нового учебного материала.
Виды практических методов обучения дошкольников
Выделяют следующие виды методов обучения дошкольников:
- Наглядные методы: наблюдение, демонстрация наглядных пособий.
- Словесные методы: рассказ (педагога или детей), беседа, чтение художественной литературы.
- Игровые методы: дидактическая игра, воображаемые ситуации с ролями.
- Практические методы: упражнения, элементарные опыты, экспериментирование, моделирование.
Практические методы обучения дошкольников – это методы, направленные на организацию познавательной деятельности детей дошкольного возраста, с целью усвоения ими новых знаний и умений, имеющих практический характер.
Ведущими практическими методами обучения дошкольников являются:
- Упражнение
- Элементарные эксперименты и опыты
- Моделирование
Упражнение – многократное повторение ребенком умственных или практических действий, с целью их закрепления и до ведения до состояния навыка. В процессе выполнения упражнений, детям предоставляется возможность овладеть различными способами умственной деятельности, сформировать учебные и практические умения. С помощью упражнений ребенок может усвоить большую часть содержания дошкольного обучения.
Элементарные эксперименты и опыты направлены на приобретение ребенком дошкольного возраста новых знаний об определенном предмете, явлении или действии. Во время проведения эксперимента ребенок осуществляет воздействие на объект познания с целью установления его свойств, связей и т.д. В том случае, если предмет имеет какие-либо скрытые свойства, то их выявление осуществляется посредством организации элементарных опытов.
Экспериментирование, как деятельность ребенка дошкольного возраста, формируется и развивается в русле его собственной активности на протяжении всего дошкольного детства.
Опыты и экспериментирование направлены на развитие таких качеств и умений как наблюдательность, умение сравнивать, сопоставлять, аргументировано высказывать свое мнение, формулировать выводы.
Моделирование – это наглядно-практический метод обучения, предусматривает создание модели, которая включает в себе обобщенные образы основных свойств моделируемого объекта.
Основа метода моделирования – это замещение реального предмета на его модель (изображение, макет, условный знак и т.п.).
Первоначально способность к моделированию (замещению) формируется у детей в процессе игры, когда они заменяют реальные предметы игрушками или вовсе делают условное обозначение (например, палочка – это ложка, листок дерева – это деньги, камешки – это конфетки для куклы и т.п.).
Кроме того, опыт моделирования (замещения) накапливается в процессе освоения ребенком речи, в изобразительной деятельности. Например, при освоении речи, педагогом для звукового анализа используются цвета: гласные буквы – красный цвет, согласные – синий цвет, что способствует не только усвоению звуковой основы слова, но и накоплению опыта моделирования.
Выбор методов обучения
Выбор метода обучения детей дошкольного возраста чаще всего осуществляется педагогом в произвольной форме. При выборе метода педагог учитывает ряд факторов, таких как:
- Цели образования, стоящие перед дошкольным учреждением, на основании государственного стандарта и установок современной дидактики.
- Учет особенностей содержания изучаемой науки или предмета.
- Особенность методики преподавания конкретной учебной дисциплины, обусловленные её спецификой.
- Цель, задачи и содержание учебного материала конкретного возрастного уровня.
- Учет особенностей и индивидуальностей детей, их возрастные возможности и потребности.
- Уровень подготовленности детей. Учитывают уровень воспитанности, развития и знаний.
- Материальные и технические возможности детского образовательного учреждения, наличие необходимых наглядностей, методических и учебных пособий, технических средств.
- Возможностей и особенностей педагога, уровня теоретической и практической подготовленности, методического мастерства, его личных качеств.