Сущность методов обучения математике
Методы обучения математике – это способы и средства, направленные на осуществление учащимися самостоятельной и активной познавательной деятельности математического характера.
Необходимо различать понятия «методы обучения математики» и «методы преподавания математики». Ряд авторов отождествляют данные понятия, однако они имеют совершенно разное значение.
Методы преподавания математики – это совокупность способов приемов, используемых педагогом для передачи определенной системы математических знаний, умений и навыков учащимся.
Содержание методов обучения математике включает в себя взаимосвязанные и последовательно чередующиеся приемы и способы целенаправленной деятельности педагога и учащихся.
Каждый метод обучения математике имеет конкретную цель, систему действий, средства и приемы обучения, ожидаемый результат. Все это определяется темой учебного занятия.
Объектом и субъектом метода обучения математике выступает учащийся.
В процессе обучения математике педагоги редко используют методы обучения в «чистом» виде, чаще всего используется комплекс методов или определенный прием работы.
Реализация метода обучения математике осуществляется через:
- разнообразные формы деятельности педагога и учащихся
- функции и логические структуры форм деятельности
- познавательную деятельность учащихся
Необходимость разработки и внедрения методов обучения математике обусловлена рядом проблем, стоящих перед педагогами, преподающими данную дисциплину:
- Преобладание неэффективных методов изложения учебного материала по математике (словесных), способствующих тому, что внимание учащихся рассеивается и сложно его сконцентрировать и акцентировать на учебном материале
- Преобладание среднего темпа изучения математики в образовательных учреждениях
- Наличие большого объема учебного материала, который необходимо не просто усвоить, но и закрепить посредством выполнения определенного количества упражнений и задач
- Недостаточность разработанных и внедренных в учебный процесс образовательных организаций дифференцированных заданий по математике.
Все имеющиеся проблемы можно устранить или минимизировать только лишь путем совершенствования образовательного процесса и внедрения новых методов обучения.
Общие методы обучения математике
К традиционным методам обучения математики относятся обучающая беседа, рассказ, лекция, объяснение, управление ходом самостоятельной работы и т.д. То есть основными методами являются информационные методы и методы управления учебной деятельностью учащихся.
Общие методы обучения математике:
Научные методы обучения математике – это методы, направленные на организацию сознательной математической деятельности учащихся, посредством осуществления адекватных мыслительных операций.
Научные методы подразделяются на:
- чувственные: восприятие, наблюдение, опыт
- теоретические: анализ, сравнение, обобщение, синтез и т.д.
- формально-логические: дедуктивные, индуктивные и т.д.
Учебные методы обучения математике – методы, разработанные специально для обучения детей в средних общеобразовательных школах, направлены на эффективность обучения. Включают в себя такие методы как эвристические, методы программирования, обучение на моделях и т.п.
В реальном учебном процессе данные методы очень тесно связаны между собой.
Специфические методы обучения математике
Математика, как учебная дисциплина, обладает рядом специфических особенностей, которые оказали влияние на разработку методов обучения. Специфика математики, заключается в том, что она находится во взаимосвязи с другими науками, которые оказывают влияние не только на ее развитие как дисциплины, но и на методы обучения. Методы других наук, успешно используемых педагогами, в других областях, адаптированы для обучения детей математике и показывают высокие результаты по итогам их внедрения.
Классификация методов обучения математике на основании ее специфики и взаимосвязи другими науками:
- Общедидактические методы или методы педагогики – направлены на изучение общедидактических закономерностей обучения математике. Сюда относятся методы организации учебного занятия, стимулирование учащихся на обучение, контроль за учебно-познавательной деятельностью учащихся.
- Методы психологии – занимаются изучением закономерностей мыслительных процессов у учащихся (анализ, синтез, обобщение, систематизация, классификация и т.д.), на основании которых определяется деятельностный подход к процессу обучения.
- Методы логики – направлены на изучение форм и законов логического мышления у учащихся. Например, методы изучения понятий и теорем, методы индукции, дедукции и аналогии.
- Методы математики – основные и специальные методы познания, адаптированные под обучение математике. Например, методы математического моделирования, обучения через задачи, аксиоматический метод и т.д.
- 5.Методы информатики – основаны на использовании таких методов обучения как: программирование, компьютеризация, машинное экспериментирование и т.д. Предполагает технологизацию процесса обучения.
- Эмпирические методы – подразумевают использование экспериментальных методов: опыт, измерение, наблюдение и т.п.
- Методы истории – предусматривают использование исторического подхода к процессу обучения.
Центральное место в процессе обучения математике занимают методы обучения, которые отвечают на вопрос «как учить?». Выбор метода обучения математике, который будет способствовать получению высоких результатов, необходимо осуществлять на основании учета целей обучения, специфики и содержания предмета, а также учета тех результатов, которые были получены ранее коллегами.