Понятие и характеристика контроля
Актуальным компонентом диагностирования считается контроль. Он представляет собой наблюдение за действием усвоения знаний, умений и навыков. По свое сущности контроль обеспечивает установление обратной взаимосвязи, то есть получение информации о результатах учебной работы. Педагог устанавливает, какие и в каком объеме знания усвоил обучающийся, готов ли он к восприятию новых знаний. Постоянный контроль дисциплинирует обучающихся, приучает их к четкому ритму, развивает волевые качества.
Понятие «педагогический контроль» применительно к учебному процессу и имеет несколько трактовок. С одной стороны, он является целостной дидактической и методической системой проверочной работы. Данная взаимосвязанная совместная работа учителей и учащихся при руководящей и организующей роли педагогов ориентирована на выявление результатов учебного процесса и на увеличение его производительности. С другой стороны, применительно к повседневному учебному процессу под контролированием подразумевают выявление и оценку результатов учебной работы школьников или же студентов.
Контроль - это в одно и тоже время и объект теоретических изысканий, и сфера практической работы педагога. С помощью контроля вполне возможно выявить плюсы и минусы новых методов обучения, установить тесную взаимосвязь между планируемыми, реализуемыми и достигнутыми уровнями образования, сопоставить деятельность различных учителей, оценить достижения учащихся и выявить недочеты в знаниях, предоставить руководителю учебного заведения беспристрастную информацию для принятия управленческих решений. Эффективность систем контроля и оценки хода результативности обучения важны для того, чтобы обоснованно судить о том, как точно и часто реализуются цели обучения, и вовремя вносить требуемые коррективы, стимулировать учащихся к успешному овладению школьными предметами.
Контроль считается одним из главных компонентов управления качеством образования. Для того, чтобы править ходом учебно-воспитательного процесса фактически, учителю нужно иметь многообразные знания о его всевозможных гранях. Процесс управления качеством образования становится невозможным без многократной обратной взаимосвязи, без информации о промежуточных итогах.
Представление о контроле знаний учащихся как об отдельном компоненте образовательного процесса имеет принципиальное значение. Контроль усвоения материала необходим на всех стадиях обучения. Особо важно применять его после прохождения какого-нибудь раздела программы или же окончания еще одного класса.
Сегодня перед всеми участниками образовательного процесса стоит вопрос повышения качества образования, его адаптации к новым эталонам. В это время педагогический контроль приобретает особую значимость, ибо наблюдается пересмотр самого понятия «качественное образование».
Функции контроля
Система контроля по своей сущности является уникальной. Это обусловлено выполнением ряда важнейших дидактических функций:
- проверочная (выявление степени освоения ребенком материала, умений, навыков и их соответствие образовательному стандарту, определение совокупного уровня умственного развития, закрепление способов интеллектуальной работы);
- обучающая (улучшение системы ЗУН, их обобщение, систематизация и использование в новой ситуации);
- развивающая (стимулирование познавательной потребности школьника, составление его творческих возможностей, развитие речи, памяти, внимания, мышления);
- социальная (ориентация ребенка в ходе обучения на достижение определенной цели, как правило, с учетом выбора будущей профессии);
- аксиологическая (воспитание ответственности, дисциплины, аккуратности, самостоятельности принятия решения);
- диагностическая (выявление не только конкретных пробелов в знаниях школьника, но порождающих их причин);
- прогностическая (планирование учебно-воспитательного процесса на будущее с целью стратегического руководства, создания модели последующего развития).
Этапы контроля
Осуществлять правильный контроль и оценивать знания, умения учащихся следует в той закономерной последовательности, в которой ведется обучение.
1 этап. Подготовительное выявление уровня знаний учащихся. Направление на уничтожение пробелов как в начале учебного года, так и в середине, когда наступает изучение нового раздела.
2 этап. Текущий контроль в ходе усвоения любой изучаемой темы. Он, как известно, осуществляется из урока в урок, но обеспечивает возможность диагностирования усвоения знаний только отдельных деталей учебной программы. Основная функция контроля на данном этапе - обучающая. Методы и формы могут быть различными и зависят от содержания учебного материала, его сложности, возраста и уровня подготовки обучающихся.
3 этап. Повторный контроль, который, как и текущий, должен быть тематическим. Вместе с изучением нового материала школьники повторяют изученный ранее. Это содействует упрочнению знаний, но мешает возможности рассматривать динамику учебной работы. Соответствующий результат эта проверка может показать только при сочетании с иными видами и формами диагностирования.
4 этап. Периодический контроль знаний, умений учащихся по целому разделу или отдельной теме курса. Основная задача при этом - диагностирование качества усвоения учащимися взаимосвязей между отдельными частями учебного материала, изучавшимися в различных разделах курса. Функция периодического контроля - систематизация и обобщение материала.
5 этап. Итоговая проверка и учет знаний, умений обучающихся, приобретенных ими на всех этапах учебно-воспитательного процесса. Проводится, как правило, в конце каждой четверти и по окончании учебного года.
При реализации на практике такой поэтапной системы поддерживается диагностика и учет успеваемости, что в свою очередь повышает качество образования, поскольку управление им производится с помощью педагогического контроля.