В теории существует несколько подходов к классификации видов обучения. В данной статье будут рассматриваться две самые основные и часто применяемые: развивающее и традиционное обучение.
Система традиционного обучения
Данная система является на сегодняшний день одной из самых распространенных (например, в средних школах) и представляет собой получение навыков и знаний по схеме: изучение - закрепление - контроль – оценка результата.
Изучение – это разновидность обучения, которая обладает рядом недостатков, которые мы рассмотрим ниже, приравнивая их к другим видам обучения. Традиционное обучение в настоящее время вытесняется другими видами обучения, поскольку определяются совершенно новые требования к процессу развития личности в школе. Суть в том, что старая парадигма образования основывается на том, что есть возможность определить необходимый запас знаний для успешной жизнедеятельности с последующей передачей этой информации обучающемуся, уже изжила себя.
- Во-первых, потому, что учителя сохранили тенденцию традиционной передачи информации, а не самостоятельного её изучения, повышая объем требований.
- Во-вторых, увеличение научных знаний не может обойти и школу, основываясь на содержание учебных дисциплин.
- В-третьих, все попытки учителей рассмотреть другие варианты определения жизни учеников, а также обеспечить их нужной информацией только лишь усложняет учебный материал.
Всё это приводит к тому, что ученики испытывают сильные умственные перегрузки. Исходя из этого, можно сделать вывод, что на сегодняшний день, школам просто необходимо отказаться от информационной ориентации и перейти к личностной, преодолев при этом инертность традиционной системы обучения по каждой дисциплине. Этому служат дистанционное и развивающее обучение.
Термин "традиционное обучение" подразумевает, прежде всего, классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в XVII в. на принципах дидактики, сформулированных Я.А. Коменским, и до сих пор являющуюся преобладающей в школах мира. Отличительные признаки традиционной классно-урочной технологии следующие:
- учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет в основном постоянный состав на весь период школьного обучения;
- класс работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию. Вследствие этого дети должны приходить в школу в одно и то же время года и в заранее определенные часы дня;
- основной единицей занятий является урок;
- урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся класса работают над одним и тем же материалом;
- работой учащихся на уроке руководит учитель: он оценивает результаты учебы по своему предмету, уровень обученности каждого ученика в отдельности и в конце учебного года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс;
- учебные книги применяются, в основном, для домашней работы.
Развивающая система обучения
Сегодня школу захлестнула огромное число инноваций, среди которых именно развивающее обучение (РО) имеет стабильное положение и занимает одно из первых мест по значимости, а также по количеству ожиданий увеличения качества процесса образования. Наряду с этим, технология и теория развивающего обучения далеки от завершения, в особенности, если применять его в среднем и старшем звене. Помимо всего прочего, данное понятие находится в данный момент на уровне некоего расплывчатого образа, в связи с чем довольно не однозначно трактуется специалистами.
Одним из самых первых определений понятия связывается, прежде всего, с работами В.В. Давыдова:
"...развитие представляет собой воспроизведение исторически сложившихся типов деятельности и соответствующих им способностей, которое реализуется в процессе их присвоения. Тем самым присвоение (его можно представить как процесс воспитания и обучения в широком смысле) является всеобщей формой психического развития человека".
Смысл сказанного В.В. Давыдовым конкретизируется путем выделения двух основных типов мышления: теоретического и рассудочно-эмпирического. При этом, на основании изложения можно сделать вывод, что развивающее обучение сводится к формированию именно теоретического мышления. Последнее определяется следующим образом:
"Следовательно, теорeтическое мышлeние имеет свое особое содержание, отличное от содержания эмпирического мышления, - это область объективно взаимосвязанных явлений, составляющих целостную систему. Без нее и вне ее эти явления могут быть объектом лишь эмпирического рассмотрения".
Несмотря на это, имеются и куда более упрощенные формулировки понятий.
Эмпирическое мышление – это ориентация на внешние, воспринимаемые чувственно свойства.
Если обобщить, то можно сказать, что оно выполняется на материале множества задач, а так же базируется на внешних признаках.
Теоретическое мышление – это способ ориентации, который обеспечивает выделение всеобщего для этого класса задач отношения.
Использование данного способа и способность выделить уникальные формы этого всеобщего отношения, то есть значимых отношений, которые необходимы для построения подклассов задач предложенного класса (содержательная группировка задач) - это рефлексивный уровень. Если человек дополнительно может предложить условия задачи совершенно нового подкласса решаемого класса, т.е. способен вывести уникальное отношение из всеобщего, то он выходит на синтетический уровень обобщения.
В дальнейшем, по мере развития технологии развивающей системы обучения, на первый план выходит еще одно понятие, как учебная деятельность. Освоение учебной деятельности, наряду с развитием теоретического мышления, это одна из главных задач развивающей системы обучения, как минимум, на уровне начальной школы.
С термином развивающее обучение мы не можем связать никаких конкретных систем развивающего обучения, поэтому понимаем его как некий учебный процесс, в котором вместе с передачей конкретных знаний, также уделяется немалое внимание процессу развития интеллекта человека. Он также направлен на формирование его знаний в виде организованной системы, и отработку когнитивных операций и структур в рамках этой системы.