Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Характеристика традиционной и развивающей систем обучения

В теории существует несколько подходов к классификации видов обучения. В данной статье будут рассматриваться две самые основные и часто применяемые: развивающее и традиционное обучение.

Система традиционного обучения

Данная система является на сегодняшний день одной из самых распространенных (например, в средних школах) и представляет собой получение навыков и знаний по схеме: изучение - закрепление - контроль – оценка результата.

Изучение – это разновидность обучения, которая обладает рядом недостатков, которые мы рассмотрим ниже, приравнивая их к другим видам обучения. Традиционное обучение в настоящее время вытесняется другими видами обучения, поскольку определяются совершенно новые требования к процессу развития личности в школе. Суть в том, что старая парадигма образования основывается на том, что есть возможность определить необходимый запас знаний для успешной жизнедеятельности с последующей передачей этой информации обучающемуся, уже изжила себя.

  • Во-первых, потому, что учителя сохранили тенденцию традиционной передачи информации, а не самостоятельного её изучения, повышая объем требований.
  • Во-вторых, увеличение научных знаний не может обойти и школу, основываясь на содержание учебных дисциплин.
  • В-третьих, все попытки учителей рассмотреть другие варианты определения жизни учеников, а также обеспечить их нужной информацией только лишь усложняет учебный материал.

Всё это приводит к тому, что ученики испытывают сильные умственные перегрузки. Исходя из этого, можно сделать вывод, что на сегодняшний день, школам просто необходимо отказаться от информационной ориентации и перейти к личностной, преодолев при этом инертность традиционной системы обучения по каждой дисциплине. Этому служат дистанционное и развивающее обучение.

Термин "традиционное обучение" подразумевает, прежде всего, классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в XVII в. на принципах дидактики, сформулированных Я.А. Коменским, и до сих пор являющуюся преобладающей в школах мира. Отличительные признаки традиционной классно-урочной технологии следующие:

  • учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет в основном постоянный состав на весь период школьного обучения;
  • класс работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию. Вследствие этого дети должны приходить в школу в одно и то же время года и в заранее определенные часы дня;
  • основной единицей занятий является урок;
  • урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся класса работают над одним и тем же материалом;
  • работой учащихся на уроке руководит учитель: он оценивает результаты учебы по своему предмету, уровень обученности каждого ученика в отдельности и в конце учебного года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс;
  • учебные книги применяются, в основном, для домашней работы.

Развивающая система обучения

Сегодня школу захлестнула огромное число инноваций, среди которых именно развивающее обучение (РО) имеет стабильное положение и занимает одно из первых мест по значимости, а также по количеству ожиданий увеличения качества процесса образования. Наряду с этим, технология и теория развивающего обучения далеки от завершения, в особенности, если применять его в среднем и старшем звене. Помимо всего прочего, данное понятие находится в данный момент на уровне некоего расплывчатого образа, в связи с чем довольно не однозначно трактуется специалистами.

Характеристика традиционной и развивающей систем обучения

Одним из самых первых определений понятия связывается, прежде всего, с работами В.В. Давыдова:

Цитата

"...развитие представляет собой воспроизведение исторически сложившихся типов деятельности и соответствующих им способностей, которое реализуется в процессе их присвоения. Тем самым присвоение (его можно представить как процесс воспитания и обучения в широком смысле) является всеобщей формой психического развития человека".

Смысл сказанного В.В. Давыдовым конкретизируется путем выделения двух основных типов мышления: теоретического и рассудочно-эмпирического. При этом, на основании изложения можно сделать вывод, что развивающее обучение сводится к формированию именно теоретического мышления. Последнее определяется следующим образом:

Цитата

"Следовательно, теорeтическое мышлeние имеет свое особое содержание, отличное от содержания эмпирического мышления, - это область объективно взаимосвязанных явлений, составляющих целостную систему. Без нее и вне ее эти явления могут быть объектом лишь эмпирического рассмотрения".

«Характеристика традиционной и развивающей систем обучения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Несмотря на это, имеются и куда более упрощенные формулировки понятий.

Определение

Эмпирическое мышление – это ориентация на внешние, воспринимаемые чувственно свойства.

Если обобщить, то можно сказать, что оно выполняется на материале множества задач, а так же базируется на внешних признаках.

Определение

Теоретическое мышление – это способ ориентации, который обеспечивает выделение всеобщего для этого класса задач отношения.

Использование данного способа и способность выделить уникальные формы этого всеобщего отношения, то есть значимых отношений, которые необходимы для построения подклассов задач предложенного класса (содержательная группировка задач) - это рефлексивный уровень. Если человек дополнительно может предложить условия задачи совершенно нового подкласса решаемого класса, т.е. способен вывести уникальное отношение из всеобщего, то он выходит на синтетический уровень обобщения.

В дальнейшем, по мере развития технологии развивающей системы обучения, на первый план выходит еще одно понятие, как учебная деятельность. Освоение учебной деятельности, наряду с развитием теоретического мышления, это одна из главных задач развивающей системы обучения, как минимум, на уровне начальной школы.

С термином развивающее обучение мы не можем связать никаких конкретных систем развивающего обучения, поэтому понимаем его как некий учебный процесс, в котором вместе с передачей конкретных знаний, также уделяется немалое внимание процессу развития интеллекта человека. Он также направлен на формирование его знаний в виде организованной системы, и отработку когнитивных операций и структур в рамках этой системы.

Дата последнего обновления статьи: 01.02.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot