Словесные методы обучения – это наиболее распространенная группа методов, применяемых в педагогической практике по всем школьным предметам и на всех ступенях образования.
Источником получения знаний при этом считается слово, которое может быть устным или письменным.
Именно оно стимулирует активную познавательную деятельность учащихся, обеспечивает высшую культуру слуховых восприятий и мышления, развивает чтение, устную и письменную речь, а также требует умений анализа и синтеза, конкретизации и противопоставления, умений рассуждать и делать выводы.
К словесным методам относятся рассказ и объяснение, беседа и дискуссия, лекция, работа с книгой. Данные методы обширно применяются в ходе формирования у детей теоретических и практических знаний, поддерживается вербальный обмен информацией между учителем и учащимися. Однако ознакомление с материалом осуществляется в основном в готовой форме, в связи с чем мало внимания уделяется постановке и решению проблемных задач, выполнению творческих заданий, развитию у детей познавательной самостоятельности и инициативы.
Рассказ и объяснение
Рассказ подразумевает устное повествовательное изложение содержания учебного материала. Данный метод используется на всех этапах школьного обучения, изменяется только характер повествования, его объем, длительность. По целям различают несколько видов рассказа: рассказ-вступление (подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, рассказ-изложение (раскрытие содержания новой темы), рассказ-заключение (выводы и обобщение изученного).
В ходе рассказа применяются такие методические приемы как активизация внимания, ассоциативные и закономерные сопоставления, сравнения, выделение главного, резюмирование. При этом к рассказу предъявляется ряд педагогических требований, в связи с чем он должен: содержать исключительно точные факты; включать достаточное количество ясных и убедительных примеров, фактов, доказывающих верность выдвигаемых положений; иметь четкую логику изложения; выделять основные положения, идеи, концентрировать на них внимание детей; быть эмоциональным, выразительным; излагаться понятным и доступным языком; длится не более 10 минут, поскольку дети быстро утомляются и их внимание рассеивается. Изложение материала также можно соединять с чтением фрагментов из учебника или учебного пособия, записью учащимися определений и дат, повторением наиболее важных, актуальных положений, выводов.
Объяснение - словесное толкование закономерностей, значимых качеств изучаемого объекта, раскрытие фактов, выведение законов и приемов действий, презентация опытов. К объяснению чаще всего прибегают при изучении теоретического материала, решении задач и теорем, при раскрытии обстоятельств и следствий в явлениях природы и социальной жизни. При этом учитель обязан соблюдать следующие требования: конкретно формулировать цели и задачи, четко ставить вопросы, подлежащие раскрытию; излагать материал ясно и последовательно; обеспечивать понимание детьми учебной информации, привлекать их к активному наблюдению объясняемых явлений; устанавливать взаимосвязь с уже изученным материалом. Объяснение может совмещаться с использованием наглядных средств, проведением опытов, применением ИКТ.
Беседа и дискуссия
Беседа относится к более известным методам дидактической работы, ее главная функция - побуждающая, но при этом она успешно выполняет и другие функции. Сущность беседы состоит в том, чтобы при помощи целенаправленных и умело поставленных вопросов побудить учащихся к актуализации уже полученных знаний, самостоятельным рассуждениям и обобщений. Беседа вынуждает ученика идти по стопам за идеей учителя, в следствии чего же он шаг за шагом продвигается в освоении новых знаний. Данный метод активизирует мышление, является эффективным средством диагностики усвоенных знаний и умений, содействует развитию познавательных способностей учащихся, а также велика и его воспитательная роль.
По свой цели и структуре беседы бывают вводные (организующие), эвристические, систематизирующие (закрепляющие), контрольно-коррекционные. Для эффективного проведения беседы необходима профессиональная подготовка педагога, поскольку он должен правильно формулировать тему и задавать вопросы, закономерно связанные между собой и соответствующие возрастному развитию учащихся. Вопрос задается всему классу и только после небольшой паузы для обдумывания вызывается ученик для ответа. Верные ответы одобряются, неверные либо неполные - комментируются, уточняются. В случае, если никто не может ответить, необходимо переформулировать, раздробить на части, поставить наводящий вопрос. Важным условием полноценной беседы являются четкая дисциплина на уроке и установление тесного контакта учителя с учащимися, что позволяет работать в атмосфере понимания, доброжелательности, открытости. Необходимо отметить, что беседа – это весьма трудоемкий метод обучения, так как требует большого количества времени, напряжения сил, профессионального мастерства.
Дискуссия как метод обучения имеет цель стимулирования познавательного интереса, втягивания учащихся в интенсивное обсуждение различных научных точек зрения по той или другой проблеме, побуждения к осмыслению информации и аргументации собственной позиции. Но для этого необходимо наличие как минимум двух различных взглядов на обсуждаемый вопрос. Без имеющихся знаний дискуссия становится беспредметной, бессодержательной и неточной, а без умения высказать идею - запутанной и противоречивой. Кроме того, существуют особые правила дискуссии, среди которых: ограниченное время выступления каждого ученика, дисциплина и взаимоуважение, сдержанность, достойное принятие чужой позиции и т.д.
Лекция
Лекция от других словесных методов отличается:
- более жесткой структурой;
- логикой изложения учебного материала;
- изобилием сообщаемой информации;
- системным характером освещения материала.
Предметом школьной лекции считается предпочтительно описание трудных систем, явлений, объектов, процессов, имеющихся между ними причинно-следственных связей. Из этого вытекает, что лекция применима исключительно в старших классах, когда учащиеся уже добиваются требуемого для восприятия и осмысления материала лекции уровня подготовки. По длительности лекция занимает целый урок или даже два.
Педагогические требования к лекции следующие: создание учителем детализированного проекта лекции; ознакомление учащихся с темой, целью и задачами лекции; логически последовательное изложение всех пунктов плана; короткие обобщающие выводы после освещения каждого пункта; закономерные взаимосвязи при переходе от одной части лекции к другой; проблемность и эмоциональность изложения; своевременное подключение примеров, сравнений, фактов; контакт с аудиторией; подходящий темп изложения, позволяющий учащимся записать главные положения.
Работа с книгой
Работа с учебником и книгой стала одним из главных методов обучения. В учебнике материал изложен безошибочно и в систематизированной форме. Ученик имеет возможность неоднократно обрабатывать учебную информацию в доступном для него темпе и в удобное время. Учебные книги успешно выполняют обучающую, развивающую, воспитывающую, побуждающую, контрольно-коррекционную функции.
Целью самостоятельной работы с книгой может быть ознакомление с ее структурой, беглый просмотр, чтение отдельных глав, поиск ответов на конкретные вопросы, исследование материала, реферирование отдельных отрывков, решение примеров и задач, заучивание материала наизусть. Обучить детей работать со словом учебника и книги, сформировать у них потребность к чтению – важнейшая задача учителя.
Как правило, применяются два вида работы с книгой: на уроке под руководством учителя и самостоятельная работа дома. При этом используются следующие приемы: конспектирование, создание плана, тезирование, цитирование, рецензирование, создание справки, тематического тезауруса. Педагог должен постоянно упражнять детей в чтении, обучать анализу прочитанного, поиску ответов на вопросы, работе со схемами и таблицами, пользованию справочниками, словарями, энциклопедиями.