Понятие целостности
Понятие целостный в современных исследованиях характеризует всю педагогическую реальность: целостная образованность, целостный образовательный процесс, целостность содержания и методов образования. Данное определение всегда присутствует, если говорится о педагогических системах различного рода. Часто обсуждается два вида целостности: обыденное и научное. К обыденному относится целостность в плане полноты, всеохватности, неделимости или неотделимость одного педагогического феномена от другого, объединению частей в целое. Это характеристики целого, которые можно понять, не опираясь на категориальные сущностные характеристики целого, его философские основы. В научном понимании целостности отображаются те свойства, которые соотносятся с ее философским, научным основанием, сущностными характеристиками. Среди таких характеристик:
- несоответствие свойств целого и свойств его частей (эмерджентности, интегративность);
- наличие системообразующей части целого, из которой состоят свойства целого;
- внутренняя детерминация функционирования и развития целого, его способность к саморазвитию под влиянием внутренних противоречий;
- наличие у частей свойств, указывающих на их принадлежность к целому;
- представление целого как формы существования противоречия.
Педагогическая целостность
В педагогической целостности можно выделить онтологические и гносеологические аспекты. В онтологическом аспекте это понятие соотносится с разделенностью мира на относительно независимые составляющие, идентичность, уникальность, сохраняемость сущности явления при преобразованиях. Целое является продуктом генезиса, эволюции. Категориальная структура определяется познавательными задачами, которые ставит перед собой субъект. Познавательные функции частей и целого применительно к педагогическому процессу состоят в направлении познания на исследование свойств объектов, определение роли части в функционировании целого и наоборот, на поиск целостных свойств объекта, которые появляются в результате взаимодействия его элементов.
Классические философские теории целостности основывались на опыте естественных наук, которые породили теорию систем. Именно теория систем в 1970 году применена Ильиным в отношении педагогического процесса. Целостность педагогического процесса по Ильину проявлялась в следующем:
- в способности процесса обеспечивать целостность образования;
- в наличии у процесса целостной изменяющейся структуры, которая состоит из последовательных этапов;
- в реализации педагогическим процессом целостных свойств и функций.
Концепция В.С. Ильина послужила методологической основой для разработки системы формирования социально полезных качеств обучаемых, развития личности с целостными свойствами. Ильин под целостными свойствами понимал качества, которые позволяли бы индивиду включаться в социум, идейность и убежденность индивида. До сих пор при описании педагогического процесса используются обозначенные Ильиным понятия динамической и статической структур. Статическая структура – это распределение целей и средств между параллельно протекающими процессами. Например, между обучением, внеклассной работой, дополнительным образованием, воспитательной деятельностью семьи. Динамическая структура – это распределение целей и средств между последовательно протекающими процессами, которые ведут к достижению финальной образовательной цели. Такой подход – классический естественнонаучный подход к построению педагогической теории. Такой подход был достаточным для того времени. Современная образовательная практика, имеющая гуманитарную и личностно-креативную основу, подвергает сомнениям такие конструкции. В настоящее время рекомендательная база современных научных исследований перегружена необходимостями, которые часто противоречат друг другу. Не может быть одной структуры для всего класса или группы детей определенного возраста. Такая педагогическая структура для каждого ученика своя. Здесь целостный подход вступает в противоречие с личностным, индивидуальным подходом.
Понятие целостности применительно к педагогической реальности, описывает некую эффективную педагогическую систему. Основные характеристики такой системы:
- система рождается внутри педагогического сообщества или мотивированно осваивается им;
- система не передается другим исполнителям без изменения параметров;
- система бесконечно не воспроизводиться, она требует непрерывного развития, трансформации.
- эффективная система - это продукт саморазвития, а не применения заданной извне инструкции.
Системность знания являлась очень долго основным признаком его научности. Системное мышление проникает и в педагогику. Чтобы сформировать личность как целостность, требуется целостный педагогический процесс. Эту идею продвигал Ильин. О целостности педагогического процесса говорил и Данилов, но его методика носила марксистский характер. Он утверждал, что педагогический процесс обладает способностью к самодвижению и имеет свои внутренние закономерности. При этом не учитывается, что за педагогическим процессом стоит педагог, который его организует. Первичность процесса по отношению к деятельности человека – эти типичный марксистский взгляд. Процесс – это результат деятельности педагога и ученика. Образование и его концепции все глубже проникают в индивидуально-личностное начало и отражают целостность человека. Призыв к ориентации педагогического процесса на целостность человека прозвучал 70-е годы, но тогда под целостностью личности понимался, определенный социумом и тоталитарным государством, набор идеологизированных функций и качеств. В сегодняшней социальной реальности педагогика направлена на целостное постижение и воспроизведение личности. Современной педагогике требуется интеграция с гуманитарными сферами– искусством, религией, этнокультурой и с системой языка, личного жизненного опыта педагога и учащихся. Таким образом можно сказать, что источником целостности педагогического процесса является целостность его субъекта. Целостность субъекта предполагает наличие у педагога целостной картины педагогического процесса, включая идеи, концепции, технологии, опыт. Признаки целостности системы заключаются в данном случае в завершенности, способности к самодвижению и способность генерировать сверхрезультаты. Этими свойствами должна обладать основа построения педагогического процесса как единство личности, образа задач и результатов, а также свойств педагога. Обладает ли целостностью педагогический процесс сам по себе, без педагога? Такого процесса не существует. Целостность в здесь – это уровень человечности, гуманитарности, субъектно-авторской и творческой составляющей образования. Образование теряет целостность, когда субъект отчуждается от процесса. Невозможно создать педагогическую систему, действующую автоматически. Делаются попытки через создание стандартов, программ, модулей, требующих алгоритмического подхода и не допускающих самостоятельности. Таким образом можно дать образование в локальных, ограниченных, механистических видах опыта. Вместе с этим утрачивается целостность педагогического процесса, которая заключается в передаче знаний и опыта от человека к человеку, в образовании человека человеком.
Целостность – это также эстетическая характеристика педагогической реальности, которая основывается на единстве образа реальности в сознании педагога, его чувства педагогической меры и авторского подхода.
Образование, не реализуемое педагогом- личностью и не направленное на развитие личности воспитанника как целостного субъекта, является нецелостным. Гуманитарное образование основано на осознанном и самостоятельном созидании и саморазвитии его субъектов – педагога и обучаемого. Благодаря саморазвитию педагог создает среду для своего воспитанника.