Эвристический метод обучения – это метод, основанный на организации активного поиска различных познавательных задач, которые выдвинуты педагогом или самими учащимися в процессе обучения, в соответствии с учебной программой.
При организации эвристического метода обучения мыслительный процесс учащихся приобретает продуктивный характер, но при этом его течение обязательно контролируется и направляется педагогом или самими учащимися. Значимость эвристического метода заключается в том, что он оказывает эффективное влияние на постепенную подготовку учащихся к самостоятельной постановке учебной проблемы и ее последующее решение.
Общая характеристика эвристического метода обучения
Суть эвристического метода обучения состоит в том, что педагог «подводит» учащихся к постановке учебной проблемы, параллельно показывая алгоритм нахождения доказательств, формирования и оформления выводов, их проверки и т.д.
Одним из наиболее часто используемых и эффективных приемов в рамках данного метода является прием эвристической беседы, в ходе которой педагог задает учащимся взаимосвязанные вопросы, каждый из которых это шаг к решению учебной проблемы.
Значимость эвристической беседы заключается в том, что учащиеся, принимая в ней участие, овладевают навыками и приемами анализа новой учебной информации с целью постановки определенной учебной проблемы и поиска ее решения. Однако учащиеся не всегда могут самостоятельно разрешить проблемную учебную ситуацию от начала и до конца, именно поэтому необходима помощь педагога. Задача учителя заключается в том, чтобы показать учащимся правильное направление решения, показать алгоритм выполнения некоторых действий.
Таким образом, эвристический метод обучения – это такая организация учебного процесса, при котором учащимся знания не дают в готовом виде, их необходимо добывать частично самостоятельно, частично с помощью педагога.
Методы и формы
Основной задачей методов и форм эвристического метода обучения является создание учащимися новых учебных результатов, таких как сочинения, поделки, художественные произведения, конкурсы и т.д.
В рамках эвристического метода обучения выделяют следующие формы учебных занятий:
- Метод «вживании» (автор А.В. Хуторской) – посредством чувственного и мысленного представления учащиеся стараются понять и почувствовать изучаемый предмет «изнутри».
- Метод смыслового видения (автор А.В Хуторской) – основан на одновременной концентрации учащегося на исследуемом объекте, посредством физического зрения и понимании заложенного в нем смысла, замысла, идеи и т.д.
- Метод символического видения (А.В. Хуторской) – в ходе исследования учащийся опирается на определенный глубинный смысл, который содержится в объекте.
- Метод образного видения (автор А.В. Хуторской) – учащимся предлагается посмотреть на объект и нарисовать увиденный в нем образ, то есть то на что по мнению учащегося он походит больше всего визуально.
- Метод эвристических вопросов (автор Квинтиллиан) – учащимся необходимо понять о каком предмете или явлении говорит педагог, для этого ему задают семь ключевых наводящих вопросов: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Как? Когда? Ответив на них, учащиеся должны понять, о чем идет речь.
- Метод гиперболизации – направлен на увеличение или уменьшение знаний об объекте, его отдельных частей или качеств. Основан на примере книги «Рекордов Гиннесса».
- Метод агглютинации – предполагается соединение несоединимых в реальности свойств, частей или качеств объектов.
- «Мозговой штурм» (автор Л.Ф. Осборн) – направлен на сбор как можно большего количества идей по поставленному педагогом вопросу или ситуации. Принимаются любые высказанные идеи, они фиксируются, по истечению времени обсуждения, приступают к их анализу.
- Метод синектики (автор Дж. Гордон) – в основе лежит метод «мозгового штурма», предусматривает высказывание различных аналогий, инверсий, ассоциаций и т.д. Обсуждение начинается с общих признаков, важно не упускать из обсуждения исходную проблему.
- Метод морфологического ящика или метод многомерных матриц (автор Ф. Цвики) – основан на нахождении и выработке кардинально новых, иногда неожиданных мыслей и идей по поставленной проблеме, посредством постановки разнообразных комбинаций элементов исследуемого объекта или явления.
Таким образом, методы и формы реализации эвристического метода обучения весьма разнообразны, их выбор зависит от возраста учащихся, их психологических особенностей развития и исходного уровня знаний и умений.
Преимущества и недостатки эвристического метода обучения
Эвристический метод обучения имеет как преимущества, так и недостатки в использовании.
Преимущества применения эвристического метода в обучении:
- Повышение уровня самостоятельности и инициативности учащихся.
- Положительная внутренняя мотивация на поиск решения учебной проблемы.
- Формирование творческого подхода к организации учебного процесса, обучение применению собственных знаний, умений и навыков для решения проблемных ситуаций и задач.
- Укрепление межличностных взаимоотношений между учащимися, формирование эффективного взаимодействия в ученическом коллективе.
- Формирование у учащихся навыков самореализации, повышение эффективности усвоения учебного материала.
Основным недостатком эвристического метода обучения является то, что он требует достаточно больших временных затрат. Исходя из этого его применение не возможно на всех уроках. Кроме того, допустимость использования данного метода зависит от уровня развития и обученности учащихся, а также от уровня сформированности познавательных умений и навыков.
Таким образом, эвристический метод обучения необходимо использовать в разумных пределах, а его недостатки компенсировать посредством разнообразных приемов.