Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Этапы целостного педагогического процесса

Все педагогические процессы имеют циклический характер. В развитии всех целостных педагогических процессов можно обнаруживаются сходные этапы. Этапы не являются составными частями педагогического процесса, это последовательность развития процесса.

Этапы целостного педагогического процесса

Рис.1

Основными этапами педагогического процесса являются:

  • подготовительный,
  • основной,
  • итоговый.

На подготовительном этапе целостного педагогического процесса создаются необходимые условия для функционирования процесса в определенном направлении и с заданными временными параметрами. На данном этапе решаются поставленные задачи, к которым относятся:

  • постановка цели,
  • диагностика условий, в которых будет проходить процесс,
  • прогнозирование достижений и планирование развития процесса.

Сущность определения цели заключается в трансформации общей педагогической задачи в конкретные задачи, которые будут достигаться в определенной части педагогического процесса и в определенных условиях.

На данном этапе обозначаются противоречия между требованиями глобальной педагогической цели и индивидуальными возможностями учащихся, учебного заведения. Обозначив противоречия, намечаются пути их преодоления.

Определение правильной общей цель невозможно без проведения диагностики.

Определение

Педагогическая диагностика - это процедура исследования, в результате которой определяются условия и обстоятельства функционирования педагогического процесса.

Ее основная цель – получение четкого представления о причинах, помогающих или препятствующих достижению поставленных результатов. В процессе диагностических процедур собирается необходимая информация о реальных возможностях педагогов и учащихся, уровень их подготовки, условия работы процесса. Бывает так, что конкретные условия порождают пересмотр задач, определенных изначально, согласование их с реальными возможностями.

По результатам диагностики осуществляется прогнозирование функционирования и результатов педагогического процесса. Сущность прогнозирования педагогического процесса заключается в оценке его возможной результативности в существующих условиях. Научное прогнозирование позволяет заранее теоретически рассчитать параметры процесса. Прогнозирование осуществляется посредством сложных методов, но затраты на получение прогнозов компенсируются возможностью направлять проектирование и ход педагогического процесса, не ждать пока процесс покажет малую эффективность или нежелательный результат.

Этапы целостного педагогического процесса

Рис. 2

Результатом подготовительного этапа является скорректированный на основе диагностики и прогнозирования проект организации процесса. Проект после окончательной доработки реализуется в педагогическом плане. План требует согласования с определенной системой.

Этап осуществления педагогического процесса представляет собой относительно самостоятельную систему, которая состоит из следующих взаимосвязанных элементов:

  • определения и разъяснения целей и задач предстоящей деятельности;
  • взаимодействие педагогов и обучаемых;
  • использование требуемых методов, средств и форм педагогического процесса;
  • создание благоприятных условий для процесса;
  • осуществление стимулирования деятельности учащихся;
  • обеспечение связи педагогического и прочих процессов.

Эффективность процесса на прямую зависит от согласованности элементов между собой и отсутствии противоречий в их направленности и практической реализации.

На этапе осуществления педагогического процесса важна обратная связь. Это основа для принятия оперативных решений в управлении процессом. Оперативно полученная обратная связь способствует быстрому введению поправок, дающих необходимую гибкость процессу.

Этапы целостного педагогического процесса

Рис. 3

Завершается целостный педагогический процесс этапом анализа достигнутых результатов. Это позволяет проанализировать ход и результат педагогического процесса для избегания ошибок в будущем, в следующем цикле учесть неэффективные моменты. Рост профессионализма педагога зависит от способности извлекать пользу из анализа допущенных ошибок. В принятой классификации выделяется три вида анализа:

  • параметрический,
  • тематический,
  • итоговый.

Параметрический анализ изучает ежедневную информацию о ходе и результатах педагогического процесса, выявление причин, которые его нарушают. Предметом параметрического анализа является изучение текущей успеваемости, дисциплины в образовательном учреждении, посе-щаемости и других параметров. Принятые на основе результатов такого анализа решения требуют оперативного выполнения.

Тематический анализ изучает более устойчивые, повторяющиеся зависимости, тенденции в педагогическом процессе. Содержание тематического анализа составляют следующие проблемы: оптимальное сочетание методов обучения; система работы педагогов и другие.

Итоговый анализ охватывает значительные временные, пространственные или содержательные события. Итоговый анализ подготавливает функционирование управленческого цикла. Информация для итогового анализа складывается из данных параметрического и тематического анализа и других данных.

Дата последнего обновления статьи: 28.01.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot