Урок, как известно, является главной формой организации учебного процесса в рамках классно-урочной системы. Однако он органично дополняется иными формами обучения. Часть из них развивалась вместе с уроком (экскурсии, консультации, домашняя работа), другие же взяты из лекционно-семинарской системы и адаптированы с учетом возраста учащихся (лекции, семинары, практикумы, зачеты, экзамены).
Дополнительные формы организации педагогического процесса включают в себя многообразные занятия, расширяющие и развивающие систему обучения в целом.
Экскурсии
Экскурсия - это своеобразное учебно-воспитательное занятие, имеющее определенную образовательную или воспитательную цель и проводимое на каком-либо объекте (предприятие, музей, выставочный зал, ферма, город, село и т.д.).
Так же, как и полноценный урок, она предполагает организацию тесного взаимодействия воспитателя и учащихся. На экскурсии вместе с наблюдениями применяются такие методы, как повествование, беседа, демонстрация.
Образовательно-воспитательное значение экскурсий состоит в том, что они способствуют накоплению знаний, расширению кругозора учащихся, обогащению их эмоционального опыта, установлению связи теории с практикой, а также содействуют решению задач эстетического воспитания, развитию чувства любви к родному краю.
В зависимости от объектов исследования экскурсии можно разделить на производственные, природоведческие, краеведческие, литературные, географические. В зависимости от поставленной цели они могут быть обзорными и тематическими. По месту и структуре педагогического процесса выделяют вводные, текущие и итоговые экскурсии.
Цель любого вида экскурсии не обособлена, она обязательно согласована с целостной системой учебно-воспитательной работы, уроками конкретного предмета и прочими организационными формами. Экскурсия – весьма значимое звено в обучении, поэтому воспитатель обязан заблаговременно определить, при исследовании каких тем, рассмотрении каких вопросов она более целесообразна. Кроме того, следует составить ее подробный план с полной характеристикой этапов, определить цели, задачи и методы проведения, подобрать необходимые материалы и оборудование.
Экскурсию может проводить сам воспитатель или же специальный экскурсовод, получивший инструктаж. При этом педагог остается руководителем познавательной деятельности ребят в течении всего времени. Длительность экскурсии зависит от ее характера, она может занимать от 40-50 минут до 2-2,5 часов. Заключительным этапом экскурсии считается подведение ее итогов в процессе беседы с целью закрепления полученной информации.
Дополнительные занятия и консультации
Дополнительные занятия ведутся с отдельными учащимися или же группой учащихся с целью восполнения пробелов в знаниях, выработки умений и навыков, удовлетворения повышенного интереса к учебному предмету.
При отставании в учебе сначала нужно понять причины этого, для того чтобы в последующем правильно выбрать форму занятий, методы и приемы работы с учащимися. Среди наиболее частых причин отставания могут быть несформированность умений и навыков учебной работы, потеря интереса к предмету, общее замедленное развитие. На дополнительных занятиях опытные учителя практикуют разные виды помощи: объяснение отдельных вопросов, прикрепление слабых учеников к сильным, повторное объяснение темы. При этом в некоторых случаях потребуется наибольшее внедрение наглядности, а в других, например, увеличение словесной конкретизации.
Для удовлетворения познавательного интереса и более подробного изучения отдельных предметов с учащимися ведутся занятия, на которых решаются более сложные задачи, дискутируются научные проблемы, что выходит за рамки основной учебной программы. Также педагог дает рекомендации по самостоятельному изучению интересующих вопросов.
С дополнительными занятиями плотно соединены консультации, отличающиеся кратковременностью и нерегулярностью. Это связано с тем, что они, как правило, организуются по мере необходимости. Различают текущие, тематические и обобщающие консультации. Они могут быть коллективными, групповыми и индивидуальными. Зачастую практикуется выделение специального дня для консультаций, хотя в этом и нет особой надобности, так как учителя и учащиеся имеют довольно тесное ежедневное взаимодействие, регулярно общаются и имеют возможность оговорить время проведения консультаций по мере необходимости.
Нестандартные формы обучения
Одним из путей формирования интереса к учебному предмету считается правильная организация процесса обучения, внедрение разнообразных форм и методов, стимулирующих самостоятельность и активность учащихся на всех этапах, проведение всевозможных интеллектуальных и творческих мероприятий.
Занимательность на уроке содействует общим задачам развивающего обучения. Нестандартные формы обучения развивают память, мышление, фантазию, самостоятельность, инициативность ребят, вносят в урок оживление и позитив, увеличивают интерес к знаниям. Учитель должен сделать нелегкий учебный труд увлекательным и продуктивным.
Наиболее известны следующие нестандартные формы обучения:
- соревнование и игра (конкурс, викторин, турнир, деловая игра);
- общественное общение (аукцион, круглый стол, конференция, диспут, телемост, дискуссия);
- занятие, опирающееся на фантазию (сюрприз, сказка);
- комбинированное занятие с другой формой организации (урок-практикум, урок-консультация);
- занятие, построенное на имитационной деятельности (заочная экскурсия, путешествие, литературная прогулка, литературная гостиная, интервью, репортаж);
- занятие по мотивам известных передач и игр (КВН, «Поле чудес», «Счастливый случай», «Звездный час», «Угадай мелодию», «Что? Где? Когда?»);
- интегрированный урок (связь двух учебных предметов на одном уроке).
Подобные формы обучения позволяют проводить действенную диагностику интеллектуального и личностного развития учащихся, являющегося основой для целенаправленного планирования индивидуальной работы с ними. Однако все организуемые занятия должны быть адаптированы с учетом возраста детей.