Понятие и функции диагностики обучения
Диагностика обучения представляет собой процесс выявления, оценки и сопоставления на каком-либо этапе обучения деятельности и результатов учебного процесса в связи с установленными требованиями.
Согласно закону РФ «Об образовании», основой беспристрастной оценки уровня обучения и квалификации выпускников, независимо от формы получения образования, считаются государственные образовательные стандарты.
Поскольку диагностика обучения считается неотъемлемой деталью учебного процесса, она наделена рядом актуальных функций.
К примеру, контролирующая функция предполагает выявление уровня знаний, умений и навыков учащихся, усвоенных на каждом этапе обучения, для определения их готовности к последующему обучению или же к профессиональной деятельности.
Обучающая функция содержится в том, что учащийся не только отвечает на вопросы педагога и выполняет задания, но и осмысливает ответы одноклассников, вносит в них собственные коррективы.
Воспитывающая функция подразумевает регулярный контроль над учебной работой, что увеличивает ответственность учащихся, приучает самостоятельно решать поставленные перед ними задачи, анализировать и верно оценивать свои возможности, деятельность, результаты работы.
Побуждающая функция ориентирована на стимулирование учебно-познавательной работы детей с целью получения более высокой оценки проверяемых знаний, умений и навыков.
Принципы диагностики
Для успешной реализации перечисленных функций диагностики обучения важно следовать ряду принципов, вытекающих из ее основ. К их числу относятся:
- принцип объективности, заключающийся в научном обосновании содержания учебного процесса, равном отношении преподавателя ко всем ученикам, справедливом оценивании знаний, умений и навыков;
- принцип систематичности, состоящий в проведении диагностики на всех шагах учебного процесса – от исходного восприятия учебного материала до его практического применения;
- принцип гласности, который предусматривает проведение открытой диагностики всех учащихся по одинаковым критериям.
Виды и формы диагностики
В зависимости от места оценки знаний, умений и навыков в учебном процессе, размера заданий, отводимого на диагностику времени и количества учащихся выделяют четыре вида диагностики:
- текущий контроль, осуществляемый учителем в процессе ежедневной учебной работы, как правило на учебных занятиях;
- периодический контроль - ведется после изучения темы или же раздела учебной программы;
- итоговый контроль, проводимый в конце учебного семестра (четверти) либо учебного года;
- аттестационный контроль, который ведется на завершающем этапе обучения конкретного образовательного уровня (начального, основного среднего, полного среднего, высшего и др.).
В зависимости от объема учебного материала и характера задаваемых вопросов в педагогике различают следующие формы диагностики:
- устный выборочный опрос, который базируется на оценке устного ответа детей на задаваемые учителем вопросы;
- контрольная работа, предусматривающая исполнение учениками особого письменного, графического или же практического задания;
- коллоквиум - занятие, имеющее целью увеличение и оценку уровня знаний обучающихся по отдельным разделам, темам или же вопросам изучаемого курса;
- зачет - персональное (групповое) собеседование либо выполнение практических работ с целью оценки уровня знаний, умений и навыков учащихся. В высших и средних специальных образовательных учреждениях зачет, как правило, организуется после завершения семинарских и практических занятий по конкретному разделу учебного курса, учебной либо производственной практики, а также после выполнения серии лабораторных либо расчетно-графических работ;
- экзамен - устная, письменная или же практическая форма диагностики знаний, умений и навыков обучающихся по учебной дисциплине в общем либо по конкретному ее разделу. Он проводится в конце семестра либо учебного года. В зависимости от цели выделяют вступительные, текущие и выпускные экзамены;
- курсовая работа - самостоятельная учебная научно-методическая работа, выполняемая под руководством педагога по общенаучным и специальным предметам. Кроме оценки знаний она предусматривает формирование и развитие умений и навыков самостоятельной творческой учебной деятельности, углубленное исследование определенного вопроса, темы либо раздела учебной дисциплины;
- дипломная работа - самостоятельное исследование какого-либо актуального вопроса в сфере избранной студентом (учащимся) специальности с целью оценки уровня его специализированных теоретических знаний, их анализа, систематизации и обобщения. Дипломная работа защищается на заседаниях экзаменационных комиссий средних и высших образовательных учреждений. Любая из рассмотренных форм диагностики обучения открывает только его организационную сторону. В то же время ее реализация в конкретных условиях образовательного учреждения может осуществляться по-разному, и многое зависит от используемого метода диагностики.
Традиционно наиболее популярными формами диагностики обучения во всех образовательных учреждениях являются устная проверка, письменные и практические работы. Однако в последнее время актуальна программированная (машинная) проверка - диагностика знаний и отдельных умений обучающихся с применением ЭВМ и особых контролирующих автомашин. Она может применяться на всех этапах обучения и на данный период представляет собой наиболее справедливый способ учебной диагностики.
Диагностика обучения предусматривает не только оценивание знаний, умений и навыков учащихся, как процесс, но и оценивание, как результат обучения.