Речь любого человека является важным средством общения и познания, а также отражением психофизического состояния самого человека.
Речь формируется в дошкольный период развития ребенка и постепенно развивается к моменту его поступления в школу. В это время происходит обучение ребенка языку. Педагог начинает это обучение с привития любви к языку, формирование у учащихся осознанного стремления познания языка, его культуры, значимости роли языка в жизнедеятельности каждого человека и всего общества.
Учебное учреждение помогает ребенку в о освоении устной и письменной речи. В нем учащиеся познают закономерности языка, особенности его развития и структурного строения, изучают его историю, учатся отличать литературный язык от простонародного, познают разнообразные диалекты речи и жаргонный говор.
В рамках образовательной программы, учащийся получает простейшие навыки устной и письменной речи. Дети учатся говорить на языке, изучают особенности его функционирования. Далее происходит познание письменной речи. Дети учатся писать и понимать отличия устной речи от письменной.
Великой воспитательной силой при изучении языка обладают рассказы и сочинения. Они помогают воспитывать заинтересованность к познанию, формируют у учащихся самоуважение к своей деятельности, а также воспитывают уважительное отношение к деятельности других.
Сочинения способствуют осмыслению языка, помогают его прочувствовать, осознать грамматическую и орфографическую его составляющие.
Использование сочинений особенно актуально в современных условиях образования, когда развивающее обучение стоит главным ориентиром образовательного процесса. Сочинения помогают раскрытию творческого потенциала личности и проявлению своих индивидуальных особенностей.
Содержание и основные направления изучения русского языка в начальной школе
Занятия по русскому языку в начальных классах начинаются с определения их целевого назначения и плановых результатов. Предполагается, что в ходе обучения учащиеся должны познать сущность языка, его социальную роль, владеть культурой речь, строить грамматически верные языковые конструкции, владеть навыками синтаксиса и пунктуации, быть орфографически грамотными.
В этой связи, изучение русского языка в начальной школе проходит по следующим направлениям:
- Развитие навыков устной и письменной речи. Учащиеся учатся читать и писать, изучают правила грамматического строя языка и особенности применения грамматических конструкций в устной и письменной речи.
- Азы грамматики. Учащиеся знакомятся с основами грамоты, учатся читать и писать, чтобы далее совершенствовать и развивать эти простые умения и сделать их реальными навыками.
- Изучение орфографии и построение правильного предложения на ее основе.
- Изучение пунктуации письменной речи, а также развитие навыков орфоэпического произношения и формирование выразительной речи.
- Изучение теоретических основ грамматики, лексики, фонетики языка.
- Формирование и закрепление научных понятий, составляющих фундамент языка.
- Формирование литературных навыков. Сюда входит привитие любви к чтению, осознание его значимости, развитие умения воспринимать художественное произведение литературно грамотно и стилистически обосновано, анализировать языковые высказывания.
Ориентируясь на основные направления, по которым необходимо вести обучение языку в начальной школе, педагог составляет программу обучения, в которой прописываются учебные часы, отводимые на изучение каждой темы и ее разделов, устанавливается порядок ее реализации и прогнозируются его результаты.
Рабочая программа изучения языка является важным инструментом педагога. Она помогает ему построить процесс обучения с использованием наиболее эффективных методик и технологий, выбрать способы деятельности, ориентированные на достижение конкретного результата.
В условиях современного развития образования, ориентированного на индивидуализацию процесса обучения и личностное развитие учащихся, рабочая программа составляется на основе учета ряда факторов:
- Целевая направленность деятельности образовательного заведения;
- Состояние здоровья, уровень психического развития, способности, возможности и потребности учащихся;
- Характер образовательной мотивации;
- Качество обучения;
- Квалификация, профессионализм, мастерство педагога;
- Состояние учебно-методического оснащения учебного учреждения, наличие необходимой техники и технологий.
Принципы начального языкового обучения
Начальное языковое обучение базируется на следующих принципах:
- Принцип закономерности познания языка. Преподавание языка должно быть ориентировано на развитие органов речи, навыков верного произношения, фонетики и орфографии. Обучение должно носить комплексный характер и учитывать все стороны языкового развития учащихся. На уроках происходит тренировка речевых функций: учащиеся проговаривают слова в слух и про себя, учатся читать и произносить фразы с выражением.
- Принцип понимания лексических, грамматических, синтаксических и морфемных значений языка. Учащиеся обучаются соотносить данные понятия с объектами и процессами, реально существующими в окружающем мире. Все языковые значения должны быть изучены в комплексе, с учетом их взаимного воздействия друг на друга.
- Принцип чувственного восприятия языка. Чтобы усвоить язык, ребенку необходимо его прочувствовать. Только чувственная сторона помогает познать закономерности словообразования. Ребенок сначала воспринимает речь на слух. Затем он ее произносит, а потом учиться читать. Так, он производит накопление языкового материала и законов его применения. На этой основе формируется грамотность и культура речи.
- Принцип оценки выразительности речи. Язык невозможно полноценно познать без понимания его стиля и знакомства с приемами художественной выразительности языка.
- Принцип первичного изучения устной речи. Язык начинается с устного познания, усвоения его законов, а потом на его основе осуществляется изучение письменной речи.