Сущность проблемного обучения
Проблемное обучение – это способ развития сознания человека посредством самостоятельного разрешения им познавательных задач, содержащих внутри себя ряд противоречий, или посредством его активного участия в процессе разрешения этих задач.
Противоречия – важнейшая черта содержательного аспекта проблемного обучения, которая закономерно возникает и раскрывается в процессе познавательной деятельности учащихся и является источником ее движения и развития. К примерам таких противоречий можно отнести:
- противоречие исходных знаний и новых, парадоксальных фактов, которые не укладываются ни в одну известную теорию, и разрушающие ее;
- противоречия понимания научной важности проблемы и отсутствия необходимой теоретической базы для ее разрешения;
- противоречие теоретически возможных способов решения проблемы и их практической нецелесообразностью;
- противоречие существования определенного многообразия концепций и отсутствия надежной теории, чтобы объяснить данные факты;
- противоречие практически доступных результатов и отсутствием его теоретических обоснований;
- противоречие большого количества фактических данных и отсутствия общего метода их обработки и анализа.
Все названные выше противоречия обычно возникают в связи с наличием определенного дисбаланса теоретической и практической информации, избытком одной из них и недостатком другой, или наоборот.
Функции проблемного обучения
К общим функциям проблемного обучения относят:
- усвоение учениками системы знаний и способов умственной и практической деятельности;
- развитие интеллекта учеников, то есть их познавательная самостоятельность и творческие способности;
- формирование диалектико-материалистического мышления учеников;
- формирование всесторонне и гармонично развивающейся личности.
К специальным функциям проблемного обучения относят:
- воспитать навыки творческого усвоения знаний, то есть применять систему логических приемов или отдельных способов творческой деятельности;
- воспитать навыки творческого применения знаний, то есть применять усвоенные знания в новых ситуациях, и умение слушать учебные проблемы;
- формировать и накапливать опыт творческой деятельности, то есть овладевать методами научного исследования, решать практические проблемы и художественно отображать действительность;
- формировать мотивы учения, социальные, нравственные и познавательные потребности.
Технология проблемного обучения раскрывается посредством постановки и разрешения некоторого проблемного вопроса, задачи и ситуации, которые выступают как центральная категория рассматриваемой технологии.
Проблемная задача – это простейший, частный случай проблемы, когда она состоит всего лишь из одной задачи. По сути, она является учебно-познавательной задачей, вызывающей стремление самостоятельно искать пути, способы и средства ее рационального решения. Основой проблемной задачи обычно является противоречие существующих знаний.
Проблемная задача имеет принципиальные отличия от тренировочной, цель которой – не найти новый способ решения, а закрепить у учащихся навык применять определенный известный метод.
Важно, что форма реализации принципа проблемности в обучении – учебная проблема. Учебная проблемная ситуация является психическим состоянием мыслительного взаимодействия ученика или класса с определенной проблемой под руководством учителя. Такая ситуация характеризуется психологическим состоянием интеллектуального затруднения. Другими словами, воспринимая проблему, человек осознает, что ему не хватает знаний, чтобы ее решить, поэтому нужно искать новые способы.
Принято выделять четыре основных типа проблемных ситуаций:
- нехватка знаний – ученики не могут решить задачу в связи с отсутствием необходимых знаний;
- новые условия – необходимые знания у детей есть, но они должны придумать, как их применять в новых условиях;
- противоречие теоретической возможности и практической осуществимости – ученик должен выбирать из нескольких известных ему способов решения, наиболее рациональный;
- противоречие полученного практического результата и отсутствия знаний того, как объяснить, как и почему получили именно этот результат.
Главное в проблемном обучении – не мгновенный выход на решение проблемы, а некоторая путепроходческая работа. Учитель, который знает оптимальный путь решения, направляет поисковую деятельность учеников, постоянно ведя их к разгадке.
Система методов проблемного обучения
Принято говорить о пяти дидактических методах организации процесса проблемного обучения, представляющих собой три типа изложения учебного материала учителем и три типа организации им самостоятельной учебной деятельности:
- монологическое;
- рассуждающее;
- диалогическое;
- эвристическое;
- исследовательское.
Монологический метод предполагает, что учитель будет излагать учебный материал, чтобы объяснить ученикам готовые научные выводы в формате рассказа или школьной лекции с использованием аудиовизуальных средств и формирования у учеников знаний и умений на уровне их восприятия и понимания.
Рассуждающий метод предполагает объяснение учебного материала через постановку проблемы и показ ученикам логики научного исследования, формирования у них способов поисковой деятельности. Деятельность учеников – поискового характера, но возможности побуждать к учебной деятельности шире, по сравнению с монологическим методом.
Диалогический метод предполагает проведение сообщающей беседы, чтобы учитель объяснял учебный материал, а ученики его усваивали. При этом ученики принимают активное участие в постановке проблемы и ее решении через выдвижение предположений и самостоятельного доказательства своих гипотез, что помогает сформировать у них умения речевого общения, самостоятельной деятельности и коллективной мыслительной деятельности.
Эвристический метод предполагает проведение эвристической беседы с решением познавательных задач. Открытие нового закона, правила совершается не учителем с участием учеников, а самими учениками под руководством учителя и с его помощью.
Исследовательский метод предполагает организацию педагогом самостоятельной работы учеников, направленную на решение проблемных заданий, чтобы они усвоили новые понятия и способы действий и развили интеллектуальную сферу.